Новые обвинения в деле украденного миллиарда. Шесть человек, в том числе бывшие администраторы трех девальвированных банков (Banca de Economii, Unibank, Banca Socială), а также фигуранты холдинга Шор были задержаны в пятницу Антикоррупционной прокуратурой и ПБОПОД. Объявление было сделано Генеральной прокуратурой (ГП). По сообщению ГП, все шестеро были задержаны на 30 суток и привлечены к уголовной ответственности по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах и в отмывании денег в интересах преступной организации.
Александр Слусарь, Депутат
По-моему, то, что произошло в пятницу, это пыль в глаза. Арестованные являются исполнителями, которые однажды были уже задержаны. Некоторых из них мы заслушали в парламентской комиссии по расследованию. Реальных бенефициаров никто не трогает. Они остаются на свободе, и их дела даже не переданы в суд. То же самое происходит и с государственными чиновниками, которые своими действиями или бездействием проложили путь к девальвации банковской системы. Спустя шесть лет после кражи, народ получил только предвыборные обещания некоторых демагогических политиков, неспособность прокуроров выполнять свою работу и миллиарды, которые мы платим ежегодно из наших карманов, чтобы вернуть украденные в 2013-2014 годах деньги.
Серджиу Мокану, Политическое движение Антимафия
В конце концов, ответ должен дать прокурор. Пока Плахотнюк был в Молдове и был хорошим партнером с Шором, у них были и общие прокуроры: Виорел Морарь и Эдуард Харунжен. Они же построили версию, согласно которой миллиард был украден Филатом, Платоном и другими менее известными фигурантами. Это была ширмой, за которой скрывались основные бенефициары кражи и их сообщники. После прихода Стояногло, расследования были направлены против главных авторов ограбления, Плахотнюка и Шора. Мы будем считать, что прокуратура завершила свою миссию по делу о миллиарде, когда в тюрьму попадут как основные виновники кражи, Плахотнюк и Шор, так и свидетели против них – Филат и Платон, в том числе бывшие администраторы трех банков, которые также являются бенефициарами грабежа, в меньшей степени, чем Плахотнюк и Шор, но бенефициары. В какой степени – увидим. Да, всё выглядит не так, как хотелось бы, но я думаю, что расследование находится на правильном пути.
Валентин Долганюк, политический аналитик
И я задаюсь вопросом, где миллиард? Додон изменил генпрокурора, главного прокурора в Антикоррупционной прокуратуре, состав Высшего совета безопасности (ВСБ), наделив его исключительными полномочиями, чтобы решить дело. И? Украденный миллиард, украденным остается. Во-первых, потому что те, кто его украл, не сделал это для того, чтобы вернуть его. И второе: что делают уполномоченные органы, чтобы завершить дело? Дело Шора потеряно где-то глубоко в Кагульском апелляционном суде. Спрашивается, что это? Плахотнюк – объявлен в международный розыск. Где Плахотнюк? С приходом Стояногло в Генпрокуратуру ни одно дело не было передано в суд, а Додон находился в безопасности. Ситуация не лучше даже после падения Додона, по крайней мере, до тех пор, пока парламент и правительство остаются под его контролем.
Марианна Рацэ, журналистка
За шесть лет было пять генеральных прокуроров, армия из 50 прокуроров по делу, два отчета Kroll и шесть правительств и ноль леев, возвращенных из украденного миллиарда. Трудно понять, чего не хватало прокурорам: информации, экспертизы или воли? Два года назад бывший глава Антикоррупционной прокуратуры, пытаясь оправдать отсутствие прогресса по этому делу, заявил на встрече с журналистами, что в АП есть сотни дел, и они не могут справиться со всем этим объемом. Очевидно, что дело о миллиарде никогда не было приоритетом для руководителей прокуратуры. Надеюсь, что сейчас будет по-другому, но пока что г-н Стояногло ни в чем не убедил. Дела не попали в суд. Вероятно, крайне сложно расследовать дело, в котором подозреваемыми являются важные фигуры власти, начальники или бывшие начальники юстиции. Между тем, миллиарды тратятся в деле Шора – более 50 отсрочек, а единственные осужденные за кражу сегодня находятся на свободе и требуют компенсации ущерба, потому что их дела якобы были сфабрикованы. Кража миллиарда все еще стоит нам очень дорого: зарплаты прокуроров, судей, Кролл, зарплаты ликвидаторов из трех банков. Кто за это ответит?