30 ноября Апелляционный суд Кишинева постановил, что Игорь Додон распространил ложные, клеветнические и оскорбительные заявления посредством листовок и видеосюжетов, транслируемых на нескольких телеканалах.
Через несколько дней Высшая судебная палата оставила в силе данное постановление: «Сохраняется в силе заключение Апелляционного суда Кишинева от 30 ноября 2020 года по административному делу Майи Санду против Игоря Додона о признании ложными, клеветническими и оскорбительными сведения, содержащиеся в листовках на бумажном носителе избирательного характера, которые непосредственно наносят ущерб чести, достоинству, репутации и личным правам Майи Санду; признать ложной, клеветнической и дискредитирующей информацию из видеоклипа, распространяемого 05, 06, 07, 08, 09 и 10 ноября 2020 года некоторыми телеканалами, которые непосредственно наносят ущерб чести, достоинству, репутации и личным правам Майи Санду, и обязать ответчика Игоря Додона немедленно прекратить распространение клеветнической информации о конкуренте на выборах Майи Санду с представлением соответствующих публичных извинений», – говорится в решении ВСП от 3 декабря.
Действующий президент распространил ложную информацию, чтобы показать свое превосходство над своей соперницей. То есть, глава государства показал каждому гражданину Республики Молдова, что, находясь в должности, получая зарплату из государственных денег, создал себе фабрику подделок, которые были сознательно растиражированы и распространены. Проблема усугубляется двумя другими факторами: эта клевета и подделки были разработаны и выпущены, в то время как президента обслуживали различные советники по вопросам права, юстиции, средств массовой информации, прав человека – все они так же получающие зарплату из государственных денег. Кроме того, избирательная продукция, квалифицированная судом как ложная, клеветническая, несоответствующая законодательству, тем более статусу государственного лидера, была изготовлена из избирательного фонда, который, естественно, содержит и государственные деньги.
Таким образом, производство этих подделок было профинансировано 3 раза из государственных средств (зарплата президента, зарплата советников, избирательный фонд). Да, можно признать, что в момент, когда издавал эти подделки, Додон находился в отпуске, но если за это время он приходил в президентуру, желая подписать указы о награждении сторонников ордерами и медалями, тогда как можно быть уверенным в то, что издание этих материалов, считающихся ложными и клеветническим, не было сделано там?
Еще хуже то, что президент Республики Молдова Игорь Додон на протяжении четырех лет был гарантом Конституции и всех прав человека. Так что речь шла не о простом гражданине, не о простом политике, не о простом премьер-министре. Он был абсолютным гарантом прав человека, и он использовал этот статус, чтобы нарушить права других людей, заплатив за это публичные деньги. Но Додон совершил еще большее зло, чем клевета на его соперницу Майю Санду. Президент страны дал понять всем ответственным лицам, всем чиновникам, всем политикам, всем должностным лицам и просто всем гражданам, в том числе детям, что можно производить подделки и клевету за счет государственных денег, распространять их повсюду, и за это с ним ничего не может случится, абсолютно ничего. Таким образом, Додон рассказал всем: хорошо быть должностным лицом, получаешь деньги и клевещешь, нападаешь, распространяешь подделки и наслаждаешься властью вопреки кому угодно, потому что система прогнившая, не накажет, и пальцем не тронет.
В момент написания этих строк подходил к концу Международный день борьбы с коррупцией и начинался Международный день прав человека. И чтобы следующий президент или премьер-министр, или депутат не допустили аналогичные клеветнические акции за счет государственных денег, я предлагаю ввести новый закон: того, кто совершит неадекватные действия, в том числе распространит подделки и клевету, находясь на государственной должности, но особенно того, кто будет нарушать права человека, будучи гарантом прав человека, навсегда лишить права занимать государственные должности и получать государственные деньги. Иметь только счастье быть рядовым гражданином и полностью вкусить из этого статуса, вместе с другими. Это не слишком жестко, не так ли?
Aлина Раду