Мы считаем, почти всегда, что быть солдатом означает воевать с другими подобное, и редко задумываемся о том, что военный может, также, построить что-то для других. Но, к счастью, и происходит. Знакомьтесь: подполковник Филипп Говард из США.
Порядок, дисциплина, уважение, выдержка, честь – сегодня мы забываем об этих критериях, но для военных они остаются священными, как и раньше, так же, как остается священной манера говорить короткими фразами, ясными и по теме, выверенным тактом, отдавая дань соответствующей форме.
Филипп Говард никогда не думал, что попадет в Молдову, но он знал, что где бы ни оказался – он выполнит свою миссию. Сначала самолет доставил его в Констанцу, а потом микроавтобус – в Кишинев. Говард в настоящее время работает, вместе с коллегами, над ремонтом столичной Школы № 12, которую посещают 150 учеников с нарушениями слуха. У военных нет выходных, и они работают с раннего утра до позднего вечера.
«Мы идем туда, где нуждаются в нашей помощи»
Между тем, Говард говорит, что ему, все же, представилась возможность ощутить местную специфику. «Нас пригласили в чей-то дом и угостили вином и блюдами местной кухни. Также, мы собирали черешню с дерева, и бабушка все убеждала нас попробовать ее», – вспоминает Говард с улыбкой. Они работают и в субботу, и в воскресенье, так что этот опыт был исключением. Времени на отдых не так уж и много, потому что нужно закончить проект вовремя, у инженеров всего 16 дней на выполнение работ. Однако, это уже стало привычным, потому как работали и над другими проектами с аналогичным графиком, говорит Говард.
«Мы идем туда, где можем принести пользу. Мы были с подобными миссиями в Южной Америке, в нескольких странах Европы. Каждая страна особенна, и особенной ее делают люди. Они либо дружелюбные, либо дистанцированные, в зависимости от страны, от культуры, но, в конце концов, когда начинаешь сотрудничать, все становятся дружелюбными. То же самое случилось и в Молдове», – рассказывает Говард, который, к слову, работает в рамках таких проектов на протяжении 30 лет.
Как американские военные воспитывают своих детей
Он стал военным по настоянию одного из близких. «Там был мой дядя, и он сказал мне: «Ты должен пойти в армию!» Я так и сделал», – вспоминает нынешний подполковник. Что касается увлечений, Говард говорит, что ему нравится заниматься инженерией, ему нравится работа инженеров, и армия предложила ему соответствующее место работы. Это история его призвания. Ему нравится все, что он делает, в том числе в Молдове, но ему не хватает драгоценной супруги, которая ждет его дома. «Дети уже взрослые, и ищут меня, по большей части, когда им нужны деньги» – хохочет Говард, а после продолжает: «Я предпочитаю домашнюю дисциплину в воспитании детей. Важно, чтобы был баланс между дисциплиной и свободой действий. Я думаю, что в США мы слишком расслабились на фоне идеи свободы и должны себя немного дисциплинировать».
с другой стороны, как инженер, он поддерживает ту же дисциплину. Филип всегда следит за тем, как строятся здания, каждый раз анализирует то, как сделан блок. «Даже когда я был приглашен домой к одному из молдавских военных, в село, я обратил внимание на то, как сделана крыша, стены, как положена плитка во дворе и в доме», – рассказывает Филип.
Они научились у молдаван бросать раствор на стену
Разница между тем, как строят в США, и как у нас – очень велика, отмечает инженер Говард. «Большинство зданий выполнены из бетона, не то, чтобы мы не делали этого, но мы используем гораздо большее разнообразие строительных материалов. При реконструкции кухни, например, то, как молдаване восстанавливают стены, полностью отличается от того, как это делают у нас. Нам пришлось учиться у молдавского строителя, как делать стену. В рамках этого строительства, чтобы стена получилась ровной, используется «уровень», которым проводят вдоль стены, чтобы выровнять ее. И затем наносим раствор. Это особая техника работы, и у моих парней была странная реакция в первые дни, потому что они не видели ничего подобного раньше: берешь из тачки и бросаешь на стену. Мы наносим на стену, не делаем так», – говорит Говард.
В то же время, инженер говорит, что каждый раз, в рамках каждой миссии, хочет, вместе с коллегами, что-то построить. «Если кто-то приходит и разрушает здание, то мы приходим и восстанавливаем его. Гораздо сложнее что-то строить, проанализировать проекты строительства дома, следовать им и возвести здание, которое будет приносить пользу, нежели принимать участие в вооруженных конфликтах», – считает военный.
К слову, один из его любимых проектов расположен в Южной Америке, речь о месте, по которому прошел ураган Эль-Ниньо и разрушил все на своем пути. Там отсутствовала инфраструктура, и все материалы необходимо было доставлять самолетом. В Молдове в этом отношении намного лучше, по мнению Говарда, который после беседы вернулся к работам по строительству и ремонту. Потому что, по его мнению, важные дела просты: всего лишь нужно взяться за работу.
Алёна Чуркэ