Мандат девяти членов Центральной избирательной комиссии (ЦИК) истек еще в феврале. Только трое из них были предложены на ту же должность еще на пять лет. Парламент дважды откладывал голосование по новому составу ЦИК. Между тем, мы попытались выяснить, с каким имуществом уходят нынешние члены, мы проанализировали годовые декларации о доходах и провели сравнение с активами, которыми они владеют в реальности. Например, Юрий Чокан, председатель этой структуры, начал строить впечатляющий дом, но говорит, что у него нет денег, чтобы закончить работы, в то время как другим удалось совместить деятельность в ЦИК с ведением прибыльного бизнеса. Некоторые, официально, владеют скромным бизнесом.
Юрий Чокан является членом Центральной избирательной комиссии (ЦИК) еще с 2003 года. В 2005 году он стал секретарем этой структуры, а в 2011 году был избран председателем. Если проанализировать декларации о доходах за последние годы, можно увидеть, что Юрий Чокан значительно увеличил состояние за время руководства Комиссией. Например, в декларации за 2011 год, когда он стал председателем, Чокан не указал в документах ни домов, ни машин. Тогда он задекларировал долг в размере 30 тысяч долларов США, годовой оклад в размере около 180 тысяч леев, сумму в 400 тысяч леев, которую он получил от продажи автомобиля, а также 7 тысяч евро и 14,5 тысяч долларов США, суммы, полученные из-за рубежа. В том же году, Чокан указал в декларации об интересах, что является одним из соучредителей неправительственной организации Центр некоммерческого права, а его супруге, певице Нонне Мариан (официально – Элеонора Мариан – прим. ред.) принадлежит 50% уставного капитала в ООО «Elvicom Impex» и 5% в ООО «Privesc.eu», фирме, которая владеет порталом с аналогичным названием.
Чокан: «К сожалению, у меня недостаточно финансовых ресурсов, чтобы закончить работы в доме»
В декларации за 2012 год Юрий Чокан уже указывает квартиру площадью около 104 кв.м. с кадастровой стоимостью 43,56 тысяч долларов США, недвижимость, которую он приобрел в апреле 2004 года, вскоре после того, как стал членом ЦИК. Кроме того, в декларации за 2012 год председатель ЦИК указывает дом в столице, по улице Столничень, находящийся на стадии строительства, записанный на имя его супруги. Дом находится на стадии строительства, с оценочной стоимостью в 62 тысячи евро. В том же году Юрий Чокан стал владельцем машины модели Mercedes E 230 2008 года выпуска, стоимостью 20 тысяч евро, которую взял в лизинг.
В своей последней декларации о доходах и имуществе, за 2015 год, Юрий Чокан указал оклад в 245 тысяч леев, гонорар за помощь в проведении выборов за рубежом в размере свыше 12.000 долларов США и около 2500 леев, которые его супруга получила за использование авторских прав. Председатель ЦИК отметил в декларации и дивиденды свыше 240 тысяч леев от деятельности компаний, акциями которых владеет Элеонора Мариан (ООО «Privesc.eu» – 29,85%, ООО «Privesc.eu WEB» в Румынии – 35%, ООО «Elvicom» – 50%, ООО «Marsan» – 50%). И в 2015 году дом на улице Столничень остается, по документам, на стадии строительства. В реестре Кадастра, по адресу семьи Чокан, значится дом площадью 64 кв.м. на земельном участке около восьми аров. На самом деле, дом уже построен и выглядит впечатляюще, его площадь составляет примерно 260 кв.м., согласно данным Юрия Чокана. По соседству, в доме площадью более 230 кв.м. живут родители супруги председателя ЦИК. «К сожалению, у меня недостаточно финансовых ресурсов, чтобы закончить работы в доме. Тот факт, что дом построен, не означает, что он закончен. Мы с супругой произвели некоторые расчеты и думаем, что это займет еще три-четыре года, потому что у нас не получается. Речь о полной отделке внутри и снаружи, а, по словам строителей, это означает 50-60% от общей стоимости проекта. То, что я задекларировал, это то, что нам удалось собрать», – сообщил нам Юрий Чокан.
Дважды в Прокуратуре
В 2013 году Юрий Чокан попал в поле зрения Национальной антикоррупционной комиссии (НАК), которая обратилась в Генеральную прокуратуру (ГП) на том основании, что чиновник утаил часть своего имущества: автомобиль, несколько объектов недвижимости на стадии строительства, которыми он владеет в стране, дом в Румынии, а также доли в ряде коммерческих объединений, которыми он владеет вместе с супругой. Тогда пресса пестрила заголовками о том, что чиновник рискует быть осужден на срок до одного года лишения свободы или быть приговоренным к штрафу в размере 12 тысяч леев. Вскоре, однако, дело было прекращено. «Я пошел со всеми документами в НАК и в Прокуратуру. Прокуратура вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, потому что факты не подтвердились. В действительности, у имущества в Румынии, которое мне приписали, другие владельцы», – уточнил Юрий Чокан.
В том же 2013 году, Юрий Чокан оказался в центре общественного внимания после того, как в прессе появилось несколько аудиозаписей разговоров, которые Николай Викол, бывший глава Налоговой инспекции, вел с высокопоставленными должностными лицами. В одной из этих бесед, Чокан пытался обеспечить, чтобы все проверки компании по производству колбасных изделий «Basarabia Nord» не выходили за рамки законодательных норм. «Я был приглашен в Прокуратуру, дал показания. Я знаю, что и Викол давал показания. Я знаком с владельцами «Basarabia Nord», и я сказал Виколу о проверке, о которой мне сообщили мои друзья», – добавил председатель ЦИК.
В среду, в последние минуты подготовки статьи, Юрий Чокан был предложен на второй срок в качестве члена ЦИК.
Дело об имуществе Штефана Урыту
Штефан Урыту был вице-председателем ЦИК в период с февраля 2011 года по октябрь 2015 года, когда он был отправлен в отставку после нескольких скандальных заявлений и обвинений в адрес Комиссии, в частности, в том, что Парламентские выборы 2014 года были сфальсифицированы. С тех пор, Урыту, предложенный в ЦИК ЛП, является простым членом. В течение периода, когда он был частью Комиссии, он переехал в новый дом, по крайней мере, согласно декларациям и документам. Точнее, в декабре 2011 года, одна из трех дочерей семьи Урыту, Лариса Русу-Урыту, подарила своей матери, Любови Урыту, 2/5 дома, которым она владеет с 2007 года, расположенного по ул. Абрикосовой в Кишиневе. В мае 2014 года, проанализировав декларацию об имуществе члена ЦИК за 2012 год, НАК констатировала, что он не задекларировал дом, полученный его супругой, несколько земельных участков и банковских счетов. Таким образом, НАК направила уведомление в ГП о начале уголовного расследования в отношении члена ЦИК.
Евгений Вицу, пресс-секретарь НАК, сообщил нам, что еще в 2014 году ГП направила акт в отношении Штефана Урыту в Управление уголовного преследования Генерального инспектората полиции (ГИП) для осуществления уголовного расследования. На запрос НАК, представители ГИП ответили, что журналисты, желающие получить информацию о судьбе дела в отношении Штефана Урыту, должны направить официальный запрос в адрес учреждения. «Сейчас я планирую обратиться в суд, потому что дело затягивается, и теперь мне говорят, что оно не будет завершено, потому что истек срок давности. Я считаю, что это был способ шантажа, в контексте выборов. На данный момент у меня нет ни одного официального ответа по делу. Но я буду требовать, все же, чтобы оно было доведено до конца», – говорит Штефан Урыту.
Бывший вице-председатель ЦИК продает дом почти за 7 миллионов леев
Штефан Урыту сегодня является собственником фирмы ООО «Larimaris-Lex», которую он основал еще в 2004 году, когда он был председателем Хельсинкского комитета по правам человека в Молдове. Фирма обладает лицензиями на осуществление нескольких видов деятельности и занимается услугами по ремонту бытовой техники и изделий, ремонтом офисных машин и вычислительной техники, изданием книг, брошюр и других публикаций, но основной доход поступает от сдачи в аренду недвижимости, которой он владеет. По данным ГРП, в 2012 году ООО получило 337 тысяч леев от этой деятельности. Кадастровая информация показывает, что фирма владеет помещением площадью 400 кв.м., приобретенным в 2005 году и расположенным по юридическому адресу – ул. Эминеску в Кишиневе. С помощью объявления, фирма продает помещение за 300 тысяч евро, что эквивалентно 6,7 миллиона леям по курсу евро/лей этих дней. «Можно построить мансарду и удвоить площадь, все документы готовы», – объявляет компания члена ЦИК на сайте, специализирующемся на объявлениях. Ранее, одним из арендаторов фирмы Штефана Урыту был даже Хельсинкский комитет по правам человека в Молдове, организация, основанная им же. В другом объявлении, ООО «Larimaris-Lex» предлагает, тоже в здании по ул. Эминеску, офисы в аренду по цене 9 евро за кв.м.
В июне 2015 года, будучи вице-председателем ЦИК, Штефан Урыту основал компанию ООО «Enervint Grup», у которой много видов деятельности, в том числе в сфере сельского хозяйства и производства электроэнергии. Партнером члена ЦИК по этому бизнесу является Андрей Чора, инженер, который в ноябре 2014 года выдвигал свою кандидатуру на парламентских выборах по спискам Зеленой экологической партии. В 2012 году Штефан Урыту занял 99,5 тысячи леев у своей фирмы ООО «Larimaris-Lex», а в 2014 году – 64 тысячи леев у Хельсинкского комитета, основанного им же. Марина Кырнац-Урыту замужем за членом Высшего совета магистратуры, Теодором Кырнац. Вместе они владеют целым рядом объектов недвижимости в Кишиневе.
На вопрос, с каким состоянием он уходит из ЦИК, Штефан Урыту сказал нам, что за этот период, помимо заработной платы, он не накопил другого состояния. «Самое большое богатство – это знание избирательного процесса изнутри. Я мониторизировал выборы на протяжении более 15 лет в рамках Хельсинкского комитета и знал один из аспектов, но теперь я увидел, что есть много аспектов, о которых я не знал, и которые не видны даже конкурентам на выборах, ни людям, ни наблюдателям», – говорит Штефан Урыту, уточняя, что во время телефонного разговора он цитировал ответ ГП, посредством которого неоднократно отказывали в начале уголовного преследования по факту фальсификации выборов, обнародованных ранее. Именно поэтому Урыту избегал говорить нам, где он живет. «Я жил в Тирасполе и знаю, что такое преследования. В контексте моих заявлений, не стоит вам сообщать, где я живу», – подытожил Штефан Урыту.
Секретарь Комиссии смог приобрести другую машину
Андрей Волентир стал секретарем ЦИК в 2011 году, после того как ранее в течение года занимал пост главы Управления законодательного информирования в рамках Аппарата президента Республики Молдова. За тот год он задекларировал только оклад – более 200.000 леев. Год спустя, он указал в декларации о доходе и имуществе, что в 2004 году унаследовал три земельных участка: один сельскохозяйственного назначения и два за пределами города, – а также квартиру площадью 47 кв.м., расположенную по ул. Гренобля в Кишиневе, купленную в 2001 году, с кадастровой стоимостью 260 тысяч леев, и автомобиль стоимостью 28 тысяч леев 1991 года выпуска, приобретенный в 2006 году. В той же декларации, Андрей Волентир указал кредит в размере 60 тысяч леев, взятый в Victoriabank. В декларации о доходах за 2014 год, Волентир указал, что его супруга, Рената, владеет одной третьей доли в квартире площадью 45 кв.м., с кадастровой стоимостью 72 тысячи леев. Согласно документу, секретарь ЦИК продал более ветхую машину за 20 тысяч леев и купил две других: в 2014 году – Renault Laguna 2003 года выпуска за 20 тысяч леев, и в 2015 году – Toyota Prius 2007 года выпуска всего за 2000 евро, хотя рыночная цена такого автомобиля, по крайней мере, вдвое больше.
«Я не пришел в Комиссию копить состояние. Признаю, что в этот период повысилась заработная плата. Вначале, в 2011 году, у меня была одна зарплата, теперь другая. Было несколько предвыборных периодов, и я получал несколько премий за эффективность работы. Не могу сказать, что я недоволен своим материальным положением. Мне удалось приобрести другую машину», – заявил секретарь ЦИК. В 2014 году Андрей Волентир также попал в поле зрения НАК, которая установила, что в декларации за 2012 год секретарь ЦИК не указал долг около 63.000 леев, неправильно указал площадь квоты принадлежащей ему недвижимости и указал право собственности на землю, которая, на самом деле, принадлежит другим лицам. Члены НАК констатировали тогда, что эти неточности не были допущены преднамеренно, и закрыли дело. «Тогда же было установлено, что я не задекларировал банковский счет. Я рад, что НАК провела эту проверку, и я узнал о счете, открытом в BCR. Речь шла об оборудовании, которое я установил в квартире. Я купил оборудование под банковский процент, именно тогда BCR одолжил мне деньги. Ежемесячно я оплачивал банковский процент, круглую сумму. Оставшиеся копейки осели на открытом банковском счете. Там собралось около 60 леев, которые я не забирал на протяжении десяти лет. В этой связи я пошел и забрал их», – объяснил Андрей Волентир. Между тем, Андрей Волентир был предложен еще на один срок в ЦИК от ДП. «Тот факт, что меня представили на пленарном заседании Парламента и Комиссии по праву, назначениям и иммунитету, означает, что я дал согласие», – отметил секретарь ЦИК.
Оплатил кредит в размере свыше полумиллиона, будучи членом ЦИК
Эдуард Рэдукан стал членом ЦИК в конце 2011 года, будучи предложен фракцией ПКРМ. В период членства в ЦИК, Рэдукан был помощником бывших депутатов-коммунистов Сергея Сырбу и Игоря Время, которые сегодня входят в Социал-демократическую платформу. Его бывший начальник, Время, был также тем, кто недавно выдвинул Рэдукана на новый срок членства в ЦИК.
Рэдукан, однако, отвел свою кандидатуру после того, как был назначен в середине апреля 2016 года на должность директора Национального центра по защите персональных данных (НЦЗПД), а также после того, как в Парламенте некоторые депутаты выразили недоумение по поводу его кандидатуры на пост члена ЦИК и директора НЦЗПД.
В 2011 году, незадолго до того, как Эдуард Рэдукан стал членом ЦИК, он вместе с супругой Сориной приобрел жилой дом в коммуне Бубуечь, мун. Кишинев. Хотя в своей декларации о доходах и имуществе за 2013 год, последней из обнародованных, Рэдукан уточнял, что кадастровая стоимость купленной недвижимости составляет всего 37 тысяч леев, в ноябре 2011 года он заложил ее под кредит в сумме 29,5 тысяч долларов США (почти 600 тысяч леев) в «Prime Capital». Хотя в декларациях об имуществе член ЦИК указывал на то, что кредит должен быть погашен до 2021 года, кадастровые данные показывают, что уже в 2016 году, еще во время осуществления мандата члена ЦИК, Рэдукан погасил долг перед финансовым учреждением. В декларациях об имуществе Эдуарда Рэдукана за 2012-2013 годы, он вместе с супругой сообщил о доходе в виде заработной платы в размере чуть более 400 тысяч леев, из которых лишь десятая часть была от ЦИК. Эдуард Рэдукан утверждает, что погасил кредит, заняв деньги у физического лица, потому что «с банками тяжело». Я ухожу из ЦИК с имуществом, с которым пришел. Я купил дом после того, как продал квартиру. В моих действиях есть последовательность», – говорит он. В данном контексте, начальник по «персональным данным» был удивлен тем фактом, что у журналистов есть доступ к базе данных Кадастра, и что можно найти, зная адрес, собственника недвижимости.
Члены ЦИК с символическим имуществом
Вадим Моцарски является членом ЦИК от ПКРМ с 2011 года после того, как представлял движение во главе с Владимиром Ворониным в Комиссии до 2011 года. Несколько месяцев спустя после его назначения в качестве члена ЦИК, Вадим Моцарски купил квартиру площадью 41 кв.м. по ул. Ион Инкулец в Кишиневе. В тот же день квартира была заложена под кредит в размере 240 тысяч леев, полученный семьей Моцарски в Moldova-Agroindbank, со сроком погашения до 2031 года. Отметим, что у Вадима Моцарски есть адвокатская лицензия.
Ни на сайте НАК, ни ЦИК не опубликованы декларации о доходах и имуществе членов ЦИК, за исключением тех, кто занимает руководящие должности, хотя представители НАК сообщили нам, что они должны их подавать. Несмотря на то, что Василий Гафтон, член ЦИК с 2005 года, недавно предложенный на третий срок подряд депутатами ЛДПМ, покинувший партию и присоединившийся к мажоритарной правящей коалиции в правительстве, не представил декларации об имуществе, нам стало известно, что он владеет квартирой в секторе Рышкановка, которую приобрел еще в 90-х годах.
Александр Симионов, по-видимому, тоже не разбогател на членстве в ЦИК. Он владеет квартирой площадью 64 кв.м. по ул. Соколень, которую приобрел еще в январе 2006 года. Несколько месяцев спустя, он заложил ее под кредит в размере 130 тысяч леев в Moldova-Agroindbank, до сих пор непогашенный. Симионов был помощником депутата в период между 2013 и 2014 годами, а в июле 2015 года, по распоряжению Председателя Парламента, был назначен главным консультантом в секретариате Парламента. Там нам сообщили, что Симионов ушел в отставку в январе, трудоустроившись в Министерстве иностранных дел и европейской интеграции. В своей последней декларации о доходах и имуществе, поданной при назначении на должность главного консультанта секретариата Парламента, Александр Симионов задекларировал доходы от членства в ЦИК в размере 64 тысяч леев, квартиру и автомобиль Citroen C3.
Светлана Гуцу является членом ЦИК с 2011 года, будучи, между тем, юристом АО «Республиканский стадион» и помощником в секретариате Парламента. Например, в 2013 году, Светлана Гуцу получила доход в размере 160.000 леев во всех трех учреждениях. Другие декларации об имуществе Светланы Гуцу не опубликованы ни на сайте ЦИК, ни НАК. Декларации об имуществе Виталия Модрынгэ также не обнародованы. С 2012 по 2014 год он занимал должность национального консультанта UN Women в Молдове, а до того был главным консультантом в Государственной канцелярии.
«Мы подпадаем под действие предписаний, согласно которым необходимо декларировать доходы. Только Юрий Чокан, Андрей Волентир и Штефан Урыту обладают статусом лиц, исполняющих ответственные государственные должности», – объяснил Виталий Модрынгэ.
Расследование выполнено в рамках кампании «Журналисты за неподкупность на государственной службе», проводимой Центром журналистских расследований при поддержке программы «Эффективное управление» фонда «Сорос-Молдова». Финансирующее учреждение не оказывает никакого влияния на тему и содержание публикуемых расследований.
Виктор МОШНЯГ, Анастасия НАНИ, ЦЖР