Интервью с Григорием Тиникэ, директором Института сердечно-сосудистых заболеваний им. др. Джордже И. М. Джорджеску из Ясс, Румыния
— С какими трудностями Вы столкнулись по прибытию в Румынию?
— Тогда не было каких-либо больших проблем, поскольку была некая «эйфория». Румыны, особенно врачи и медсестры, были очень доброжелательны к врачам, которые приезжали в Румынию, и ко мне в том числе. Проблема состояла в том, что я перешел от довольно неплохой зарплаты здесь, в Кишиневе, где был врачом, преданному своему делу, к стипендии. Здесь, в Кишиневе, у меня было стабильное социальное положение: квартира, семья. Однако, там я был вынужден начать все с общежития.
Нынешнее положение:
Профессор (Кардиохирургия) Факультета Медицины УМФ им. Гр. Т. Попы, Яссы
Директор и главный врач Кардиохирургии, Клиника сердечно-сосудистой хирургии, Институт сердечно-сосудистых заболеваний им. др. Джордже И. М. Джорджеску, Яссы
Хирургическая деятельность:
Основание и строительство клинического отделения сердечно-сосудистой хирургии в Яссах
Первая операция на открытом сердце в Яссах – 08.05.2000 г.
Более 40 типов сердечно-сосудистых хирургических вмешательств, впервые осуществленных в Яссах, некоторые из них будучи национальной премьерой
Первые трансмиокардиальные лазерные реваскуляризации в Яссах
Трансплантация почки – премьера в отделении сердечно-сосудистой хирургии, более 60 трансплантаций почек с великолепными мгновенными и последующими результатами
Участие в первых трансплантациях печени в Румынии (главный хирург – профессор, доктор Иринел Попеску)
Ввод первой экстракорпоральной мембранной оксигенации в Румынии – 9 пациентов
Первый опыт в стране с использованием BioGlu в сердечно-сосудистой хирургии и, особенно, при случаях расслоения аорты, который был опубликован в «The Romanian Journal of Cardiovascular Surgery», Бухарест
— Т.е. Вы начинали с нуля?
— Именно. Я снова почувствовал себя студентом, с общежитием и с голодом с четверга по пятницу, или от стипендии до стипендии, и это было слегка неудобно. Однако, с профессиональной точки зрения, с точки зрения научных исследований, которые я мог провести, было очень даже хорошо.
— В чем состоит различие между медицинской системой в Румынии и в Республике Молдова?
— Тогда медицинская система в Румынии была в некотором смысле схоластичной – были врачи, превосходно владеющие теорией медицины. Однако, в период до 1989 года, у них не было технологий и не было применений на практике. Зато у нас была более практичная медицина.
— Какими качествами должен обладать хороший хирург?
— Хороший хирург должен обладать способностью много работать, совершенствоваться, принимать смелые решения в сложные моменты и за короткий промежуток времени. Зачастую, нет времени на принятие решений, а решение должно быть самым правильным, и часто врач вынужден опираться на интуицию, но и на способностях исследования пациента. Хирург нуждается во многих качествах, но и в самопожертвовании.
— Если говорить о самопожертвовании, сколько выходных, на самом деле, у хирурга?
— Знаете, очень часто у него их нет. Если пациент нуждается в присутствии врача, он должен быть рядом. Пациент, который страдает, думает, что вселенная кружится вокруг него, и врач обязан уверить его в этом, однако, очень часто, некоторые врачи должны пойти на огромные жертвы и с личной точки зрения, и с точки зрения его семьи, и с материальной точки зрения, чтобы спасти кому-то жизнь.
— Как эволюционирует у нас, да и во всем мире, риск сердечно-сосудистых заболеваний?
— Население становится старше в Европе. В Республике Молдова, и в Румынии в том числе, увеличивается продолжительность жизни населения. С возрастом, пациенты начинают страдать от сердечно-сосудистых заболеваниях. С другой стороны, жизненный ритм стал более быстрым и более жестким. Мы, зачастую, подвергаем стрессу друг друга, хотя раньше все было иначе; мы неправильно питаемся, злоупотребляем курением, алкоголем, едой, работой, стрессом и т.д. Стресс, однако, провоцирует много болезней, в том числе сердечно-сосудистые заболевания.
— Сердце болит, или нет?
— Сердце болит, и болит по-особенному, тем более если у пациента ишемическая болезнь сердца (боль, характеризующаяся сужением коронарных артерий, сосуды, которые снабжают сердечную мышцу, прим. ред.), или когда сердце кричит от нехватки кислорода. Когда поступает низкий уровень кислорода, сердце болит. Таким образом, когда артерии, которые снабжают миокард, которые снабжают сердце, сужены или засорены, боль неимоверна.
— Сколько часов проводит хирург стоя?
— Есть разные специальности хирургии. В случае сердечно-сосудистой хирургии, бывают случаи, когда операции длятся час, но это происходит очень редко. Чаще операции длятся 4-6-8 часов и более. Учитывая тот факт, что иногда у нас по две-три, или даже четыре операций в день, можете себе представить, что физическая нагрузка очень большая.
— Сколько длилось самое продолжительное хирургическое вмешательство, осуществленное Вами?
— Самое продолжительное хирургическое вмешательство продлилось 72 часа. Мы оперировали 50-летнюю женщину, у которой было расслоение аорты. У нас была команда, состоящая из трех хирургов и нескольких медсестер, и один анестезиолог. Мы по очереди выходили по физиологическим нуждам, но эти усилия были оценены Всевышним, и операция прошла успешно, а женщина выжила.
— Это значит: 72 часа на ногах, без сна?
— Именно.
— Раз Вы упомянули Всевышнего… Какова, по-Вашему, связь между медициной и Богом?
— Я начну с шутки: Бог не считает себя кардиохирургом. Но мы верим в Бога, и, несмотря на то, что мы не посещаем церковь каждое воскресение или на каждые праздники, в любом случае, всякий раз, когда мы сталкиваемся с более сложным случаем, мы думаем о Боге и просим Его о помощи: Господи, помоги мне, чтобы и я помог этому несчастному.
— Что делает хирург в случае неудачи?
— Страдает вместе с пациентом, страдает вместе с его семьей, но он должен пройти через эту неудачу, потому что другие люди, намного больше, ждут его помощи. Если сдаться, можно потерять другие жизни просто по той причине, что ты не сделал то, что должен был сделать.
— Насколько честным должен быть врач с пациентом (перечислить все риски, которым он подвергается, или лучше если пациент останется в неведении, чтобы спокойно войти в операционную)?
— Правда освобождает, потому что между пациентом и врачом не должно быть никакой неправды. Если ты не можешь сказать правду пациенту из-за того, что это может усугубить его положение, тогда, по крайней мере, ты должен сказать правду его самому близкому родственнику.
— Насколько качественны лекарства в больницах, и кто в ответе за их качество?
— У нас есть Национальное Агентство по лекарствам, которое тестирует лекарства и дает добро на использование лекарственных средств в Румынии. Также, лекарства, употребляемые в Румынии, должны быть признаны европейским сообществом. Следовательно, они проходят двойную проверку, как на уровне европейского сообщества, так и на национальном уровне. В таком случае, мы доверяем лекарствам, которые употребляются в Румынии. Конечно же, все не могут быть проверены если только специалистами-химиками, но, зачастую, дорогие лекарства лучше.
— Следовательно, качество, все-таки, стоит денег?
— Стоит. Как говорят англичане: Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.
— Благодарю Вас.
Беседу вела Ольга БУЛАТ