Молдова стабильно и стремительно стареет. Отчет МВФ указывает на то, что мы являемся государством «с самым серьезным сокращением численности трудоспособного населения» и с динамическим ростом численности пенсионеров. Чтобы спасти Молдову от старения Правительство Филип предлагает с 1 января 2017 года новую пенсионную систему, более «справедливую», «без привилегий», с постепенным увеличением пенсионного возраста и обеспечением «достойной жизни всем пенсионерам». Женщины выйдут на пенсию в том же возрасте, что и мужчины.
Александра Канн, Ассоциация патронатов APIUS
Бюджетных дыр слишком много, и их надо покрывать. Вы считаете, что эта так-называемая реформа для пенсионеров? Нет, она для бюджета. Они обкрадывают бюджет, а мы должны его спасти. Любой ценой, в том числе ценой увеличения пенсионного возраста для женщин. Да, хорошо бы, чтобы мы совпали с европейским пенсионным возрастом, но у нас должен быть и тот же уровень жизни, что и в Европе. Я считаю, то, что заявил премьер Филип, это больше политический пиар. Скоро осенние выборы, и ДП решила найти еще одну «хитрость» для электората, или для МВФ.
Наталья Молошаг, адвокат
Те, кто служил режиму, хорошо живут и на пенсии, а те, кто «пахал» всю жизнь, даже если у них есть и заслуги, считают каждый лей прежде чем его потратить. То, что говорит Филип, хорошо сказано, но до действий еще далеко. Не думаю, что в Республике Молдова еще возможны реформы. Они хотят спасти бюджет, а не пенсионеров. Не думаю, что они тронут привилегии и блага, или что повысят индексации для тех, у кого маленькие пенсии. Целью, пожалуй, останется увеличение пенсионного возраста, в том числе у женщин… Чтобы что-то изменить, надо заставить правительство обсудить подобные проблемы с гражданским обществом. И не только обсудить, но и считаться с его мнением.
Виталия Павличенко, Национал-либеральная партия
Как можно достичь равенства в мафиотском и коррумпированном государстве? Как снять привилегии, если те, кто должен это сделать, среди первых привилегированных – министры, депутаты и разного рода чиновнички? То, что эта проблема в повестке дня, хорошо, но я подозреваю, что это требование внешних доноров, которые не хотят более предоставлять деньги для зарплат и пенсий, в том случае, когда у нас призрачная экономика, которую необходимо легализовать. У нас нет жизнедеятельной экономики. Отсюда все проблемы. Инвестиций нет, люди уезжают, рождаемость снижается, Республика Молдова стареет… Так больше нельзя.
Ион Опря, пенсионер
Справедливость? Вы шутите? Я был бы рад если было бы так, как говорит Павел Филип. Но из каких денег можно осчастливить всех пенсионеров? Для меня справедливость это чтобы все были, как перед Богом: все едины, император и пролетарий. Маловероятно, что для нас что-то изменится к лучшему. И денег у нас нет, а те, что есть, не сегодня-завтра закончатся. Мои все уехали в Европу. У меня три дочери, и все уехали. Сегодня узнал, что и сын уезжает. Мне 70 лет, и я остался один. Таких, как я, тысячи. Наши правительства это наше проклятие. И мы останемся прокляты пока не объединимся с Родиной, так как было предписано.
Анатол Кроитору, боец в Войне за независимость
В пенсионной системе большая дискриминация. Слишком много привилегированных с большими пенсиями: министры, депутаты, прокуроры, судьи и т.д. Я пошел воевать в 1992. Волонтером. Знаете, как нас благодарит государство? 100 леями ежемесячно. О пенсиях я уже не говорю. Так, чиновник, спокойно отсиживающийся в министерстве или в другом государственном учреждении, лучше оплачиваем, ежели боец на Днестре, который рисковал жизнью… Они настаивают на том, чтобы у нас был тот же пенсионный возраст, что и в Европе. А я скажу следующее: сначала сделайте так, чтобы условия жизни и работы в Молдове были такими же, как в Европе, и только после этого увеличьте пенсионный возраст.