Для мониторинга президентских выборов в воскресенье (1 ноября), Центральная избирательная комиссия (ЦИК) объявила аккредитацию более 2000 наблюдателей – 1884 национальных и 309 международных. 233 из них будут следить за избирательным процессом на избирательных участках, открытых за рубежом. Будут ли выборы президента свободными, равными и справедливыми?
Екатерина Мардарович, Женский клуб «50×50»
Никто не может гарантировать, что выборы не будут сфальсифицированы. Эти гарантии существуют только в правовых государствах, где государственные учреждения, участвующие в организации и проведении выборов, руководствуются хорошими законами. Выборы уже частично сфальсифицированы из-за того, что некоторые положения Кодекса о выборах могут быть истолкованы двояко (здесь я имею в виду финансирование избирательной кампании, количество избирательных участков и т.д.). Каждый со своей интерпретацией: ЦИК со своей, а политические партии со своей. Что касается роли наблюдателей на выборах, то она очень важна. Во-первых, требовательность наблюдателей может значительно снизить попытки фальсификации выборов. Во-вторых, важно, чтобы они были хорошо обучены тому, как нужно правильно фиксировать нарушения. Это важно для определения масштабов фальсификации выборов. Я надеюсь, что партии, участвующие в президентских выборах, делегировали ответственных, обученных и требовательных наблюдателей.
Николай Осмокеску, профессор, доктор наук
Из моей практики неоднократного участия в международных миссиях по наблюдению за выборами, а также из предвыборной теории и практики известно, что от правильной позиции наблюдателя сильно зависит исход выборов. Правильная позиция это тогда, когда на выбор избирателя никто не влияет. И это было видно на выборах в Беларуси. Во время мандата наблюдателя, а он начинается с момента аккредитации и до представления отчета о проведении и результатах выборов, наблюдателю не нужно ничего упускать из процесса организации и проведения выборов. Миссия по наблюдению за выборами 1 ноября, исходя из того, как прошла избирательная кампания, будет довольно сложной. Во-первых, у них будет много работы. И во-вторых: выборы не будут простыми, поэтому наблюдатели должны быть очень осторожными и принципиальными.
Ион Тэбырцэ, политический аналитик
По отношению к этим выборам, и не беспочвенно, есть много подозрений в мошенничестве. В частности, это относится к избирательным участкам, региональным и зарубежным, в частности в России. В Российской Федерации будет очень трудно контролировать избирательный процесс от мошенничества. Россияне владеют базой данных молдавских граждан, находящихся в России, а участие реального числа молдавских избирателей из России в президентских выборах будет трудно оценить. В 2019 году на последних парламентских выборах ЦИК аккредитовала 4188 наблюдателей, из которых 3412 национальных и 776 международных. В условиях, когда на тех выборах было очень много нарушений, а на этих выборах есть подозрения в мошенничестве, о чем свидетельствует оппозиция, и есть опасения со стороны партнеров по развитию, было бы желательно, чтобы число наблюдателей было увеличено. В частности, международных. Из того, как ЦИК управляла этими президентскими выборами, мы не можем быть уверенными в том, что не будет никаких постэлекторальных подозрений и обвинений в мошенничестве с голосованием.
Анатол Кроитору, участник конфликта на Днестре
Миссия наблюдателей будет сложнее, чем когда-либо. Мы знаем, что Россия и Путин лично вовлечены в этих выборах. Наблюдатели должны будут смотреть в оба. Сценарий мошенничества остается только применить на практике. Даже 42 избирательных участков для избирательного десанта Красносельского с молдавским гражданством – это мошенничество. И у нас в Кошнице будет открыт избирательный участок для них. Я помню, что было в 2016 году. Катастрофа: они везли их на голосование, как на свадьбу, на улице суета, деньги… Что хотели, то и делали. Не думаю, что на этот раз все будет иначе. Я слышал, что один голос стоит 40 долларов. За кого они будут голосовать, ясно. В Приднестровье никто не проводил предвыборную кампанию, кроме Додона. Что нам делать с равными шансами? Мы, Совет Ассоциации ветеранов войны на плато Кошница собрались и решили добровольно следить за выборами на расстоянии. И это должно быть сделано везде. Если Додон останется или придет Усатый, значит, мы зря боролись на Днестре в 92-м.