Интервью с главой Делегации ЕС в Республике Молдова Петером Михалко
Президентские выборы 1 ноября должны быть свободными и справедливыми, прозрачными и заслуживающими доверия, в первую очередь, граждан, – говорит Петер Михалко в интервью ZdG. Чиновник заявляет, что ЕС внимательно следит за всем избирательным процессом, включая кампанию, и будет продолжать мониторинг развития событий после выборов, а также того, как будут соблюдаться международные стандарты. В то же время посол предупреждает о предотвращении негативных явлений прошлого, таких как покупка голосов, использование административных инструментов, перевозка избирателей, и выражает сожаление, что власти в Кишиневе не скорректировали Кодекс о выборах, основываясь на рекомендациях, представленных после президентских выборов 4 года назад.
— Господин посол, мы находимся в лихорадке президентских выборов, выборов, которые с самого начала отличаются от других, из-за пандемии COVID-19. Помимо этого, в Республике Молдова уже привыкли говорить о другой болезни, которая влияет на выборы, а именно о фальсификации. Недавно представители 5 партий подписали совместное письмо международному сообществу, в котором выражают свою обеспокоенность и уведомляют внешних партнеров о попытках фальсификации выборов Игорем Додоном и ПСРМ. Каково мнение и видение у ЕС об этих выборах и о страхе фальсификаций со стороны оппозиции и гражданского общества?
— Для международных партнеров, в том числе ЕС, но в первую очередь для граждан, важно, чтобы выборы проводились в строгом соответствии с международными избирательными стандартами, в рамках демократических стандартов, под которыми также подписалась Республика Молдова. Как для члена международных организаций и страны, ассоциированной с ЕС посредством Соглашения об ассоциации, очень важно, чтобы выборы были свободными и справедливыми, прозрачными и заслуживающими доверия граждан. Выборы являются фундаментом для государства, поэтому необходимо уважать суверенную волю граждан. Необходимо в полной мере уважать как права граждан, кандидатов, так и национальных и международных наблюдателей. Голосование должно быть заслуживающим доверия и отражать свободу выбора граждан.
— Хорошее проведение выборов означает не только хороший ход дня голосования, а весь процесс, от начала до конца. В какой степени ЕС наблюдает за этим процессом?
— Мы внимательно следим за всем избирательным процессом, включая кампанию, а не только за ходом голосования. Мы также смотрим на то, что происходит после голосования, и следим за тем, как будут выполнены международные стандарты. Нас занимает предотвращение негативных явлений прошлого, которые обнаружили себя на предыдущих выборах, включая покупку голосов, использование административных инструментов, перевозку избирателей. Это явления, которые вредят выбору, сделанному гражданами.
— Уже более 4 лет власти пытаются внести поправки в Кодекс о выборах и связанное с ним законодательство – Кодекс о правонарушениях и Уголовный кодекс, ввиду недопущения прошлых отклонений. Несмотря на то, что они были приняты в первом чтении, поправки не будут применены к голосованию 1 ноября, так как голосование во втором чтении было оставлено на осенне-зимнюю сессию Парламента. Почему эти изменения так важны? Какой фактор риска влечет за собой их непринятие?
— На основе предыдущих выборов был накоплен ряд рекомендаций. Некоторые из них поступили от Конституционного суда Республики Молдова, другие – от международных учреждений, таких как ОБСЕ/БДИПЧ. Все эти годы Кодекс о выборах должен был корректироваться в соответствии с рекомендациями, поскольку они принесли бы определенность в законодательство, которое отражало бы международные стандарты и позволяло бы предотвращать негативные явления. К сожалению, это не удалось, хотя рекомендации можно было бы утвердить еще в августе, когда об этом говорили и я, и международные партнеры. Было достаточно времени для их утверждения, даже после того, как Венецианская комиссия высказалась об этих поправках. Но не было политической воли. Очень жаль, и мы признаем, что законодательство не соответствует желаемому уровню. Если мы говорим о рекомендациях, установленных после президентских выборов 2016 года, то задаемся вопросом, когда они будут утверждены и применены? Неужели избиратели должны ждать еще 4 года?
Рекомендации Венецианской комиссии касаются любых будущих выборов и должны быть утверждены. Необходимы более высокие избирательные стандарты. Это не первый раз, когда перед выборами мы узнаем, что эти поправки и законодательные усовершенствования не были приняты и нет времени на их принятие. Граждане имеют право и заслуживают того, чтобы у них были хорошие условия для голосования, условия для того, чтобы весь процесс соответствовал международному уровню. Для этого нужно, чтобы политики делали свою работу.
— Организация голосования за рубежом, а также предоставление избирательных участков избирателям левобережья Днестра не прошли без критики. Горячие дебаты вызвало количество избирательных участков, которые будут открыты в Российской Федерации, стране, где демократическая и избирательная практика всегда вызывала подозрения. Считаете ли вы, что существуют риски фальсификации?
— Об опасности фальсификации говорили и на предыдущих выборах, когда были подозрения, а также доказанные случаи подкупа избирателей. Это было связано с перевозкой избирателей с левобережья Днестра. Мы увидели, что эти проблемы всплыли в процессе предварительной регистрации граждан за рубежом, где было выявлено много нарушений. Есть подозрение, что некоторые регистрационные записи не были достоверными. Однако важно, чтобы процесс голосования подвергался тщательному мониторингу, и чтобы были выявлены все нарушения. Наблюдатели должны иметь возможность осуществлять мониторинг и видеть все.
— Что касается голосования за рубежом: может ли этот процесс быть сорван рядом ограничений, принятых каждой страной в отдельности в контексте пандемии COVID-19?
— У каждой страны свои собственные правила, призванные защитить здоровье граждан. Важно, чтобы избирательный процесс за рубежом организовывался в соответствии с этими правилами, предписанными странами, в которых проводятся выборы, а также Центральной избирательной комиссией Республики Молдова. Этот вопрос касается дипломатических представительств, которые должны контактировать с властями каждого государства, с тем чтобы обеспечить безопасные условия для осуществления гражданами своего избирательного права.
— Недавно так называемые тираспольские правоохранительные органы похитили четырех человек. Каково мнение ЕС о ведении этого дела, в котором 2 лица остаются похищенными.
— ЕС смотрит с обеспокоенностью на случаи, в которых жизнь, здоровье и свобода граждан Республики Молдова находятся под угрозой, в особенности, если они связаны с приднестровским конфликтом. Когда возникают такие случаи, что людей похищают, лишают свободы, – это вызывает серьезную озабоченность и является атакой на стабильность ситуации. Граждане должны доверять государственным институтам и знать, что они защищены. В таких случаях существуют механизмы, и жаль, что они не работают должным образом. Мы обеспокоены ситуацией как таковой в том, что касается нарушения прав людей, как в частных случаях, так и в целом. Если мы говорим о зоне безопасности, люди должны чувствовать себя в безопасности в любую минуту, будь то на работе или дома.
— Ваше Превосходительство, я также хочу поговорить о кризисе COVID-19. В Республике Молдова создается впечатление, что все оставлено на волю судьбы, учитывая тревожные числа. Однако я не могу не отметить помощь, которую ЕС предоставил нашей стране для преодоления этого кризиса – 87 миллионов евро и еще 100 миллионов евро, которые поступят. Можете ли Вы рассказать нам больше о поддержке ЕС по облегчению кризиса, вызванного COVID-19, а также о перспективе Team Europe (Команды Европа)?
— Всех нас эта пандемия застала врасплох, и с самого начала ЕС сосредоточил свои усилия на преодолении кризиса не только в странах-членах, но и у партнеров. ЕС предоставил врачам средства защиты и поддержку для предотвращения последствий кризиса в экономической и социальной сфере. Помощь оказывали не только европейские институты, но и страны-члены ЕС и европейские инвесторы, работающие в Республике Молдова. 87 миллионов евро были переориентироваться на проекты, направленные на смягчение последствий кризиса. Гуманитарная помощь на сумму 2,8 миллиона евро, которую ЕС совместно со Всемирной организацией здравоохранения направила в Республику Молдова, также финансировалась на европейские деньги.
Что касается поддержки экономики, то речь идет о финансировании государственного бюджета в размере 100 миллионов евро. Меморандум о взаимопонимании был подписан в июле и ратифицирован в середине сентября Парламентом Республики Молдова. К этому добавляется помощь малым и средним предприятиям в пакете размером 200 миллионов евро, предназначенном для стран Восточного партнерства. Еще 500 миллионов евро предоставляются в качестве банковских гарантий для компаний, которые нуждаются в более легком доступе к кредитам.
Финансирование также поступает от Европейского инвестиционного банка, который является Банком ЕС, и от Европейского банка реконструкции и развития. Здесь речь идет, например, о кредитных линиях, доступных компаниям, в том числе из сферы сельского хозяйства. Только в линии кредитования «Сад Молдовы» заложены около 87 миллионов евро, помощь, которая может быть получена через коммерческие банки Республики Молдова.
— Первый транш в размере 100 миллионов евро поступит без каких-либо условий. Когда будут выделены эти деньги?
— Эта помощь предоставляется ряду стран и будет выделяться в соответствии с механизмами, специфичными для этой помощи. Первый транш не предполагает условий, но есть предварительные условия, которые также отражены в предыдущем меморандуме и касаются эффективных демократических механизмов и функционирования правового государства.
— Что касается второго транша, то Республика Молдова должна выполнить ряд задач, которые до сих пор не выполнены, что привело к потере третьего транша макрофинансовой помощи. На каких условиях настаивают в продолжение?
— Для предоставления второго транша были установлены конкретные условия. Необходимо усовершенствовать процедуру государственных закупок в сфере здравоохранения, в условиях, когда этот сектор подвергся испытанию во время пандемии. Другие условия касаются продолжения реформы юстиции и утверждения конституционных поправок Высшим советом магистратуры. Эти поправки необходимы для того, чтобы судебная система в Республике Молдова могла стать более независимой, люди могли доверять ей и знать, что они равны перед законом. Необходимо также поработать над стандартами Национального органа по неподкупности, где существуют очень большие проблемы с декларированием государственными служащими активов и имущества. Мы часто читаем в прессе о подозрениях в сокрытии имущества, и это не хорошо. Необходимо актуализировать стратегию по возвращению благ, происходящих вследствие банковских махинаций, и утвердить новый Таможенный кодекс в соответствии с законодательством ЕС. Необходимы также меры по борьбе с контрабандой. Здесь должны быть осуществлены конкретные действия, поскольку эти незаконные операции наносят серьезный ущерб Республике Молдова. Эти условия должны быть выполнены. Многие из них находятся в предыдущем меморандуме и программах и касаются имплементации Соглашения об ассоциации.
— Граждане еще могут доверять судебной системе Республики Молдова? Может ли ЕС еще доверять молдавскому правосудию?
— Образ правосудия в Республике Молдова неприятный, прежде всего, для граждан, но и для международных партнеров. Этот образ также связан с уровнем системной коррупции, с захватом государства и с актом правосудия по настоящее время. Это также находит свое отражение в очень низком уровне доверия граждан и инвесторов, будь то иностранных или национальных. Экономические агенты говорят нам, что их первые условия, когда они думают об инвестициях, связаны не с финансово-экономическими параметрами или уровнем налогов, а с функциональностью правосудия и с перспективами защиты их прав.
Акт правосудия должен быть главным приоритетом, над которым нужно работать, с тем чтобы Республика Молдова в полной мере использовала потенциал Соглашения о свободной торговле. Я родом из страны, которая прошла через эту историю, и за первые 5 лет действия Соглашения об ассоциации ВВП увеличился в два раза, и это увеличение повлияло на удвоение заработной платы и пенсий. Это важный опыт, который может иметь Республика Молдова, но необходимо работать над юстицией.
— Говоря об акте правосудия, я также хотела бы спросить вас о делах, в которых фигурирует бывший лидер ДПМ Владимир Плахотнюк, объявленный нежелательной персоной на территории США. Что должно произойти для того, чтобы и страны ЕС ввели санкции в отношении него?
— Я не буду высказываться по конкретным делам и именам, потому что здесь речь идет о том, как работают определенные принципы и механизмы. В первую очередь, специализированные органы Республики Молдова должны выступить с инициативой в этой связи. Если власти разыскивают лицо, они должны выступить с обращениями к международным партнерам. В Европе существуют четкие механизмы международного сотрудничества. Есть устоявшиеся правила для любого случая и лица.
— В дела, в которых фигурирует Владимир Плахотнюк, мы видим, что привлечена и пресса, а Генеральная прокуратура в последнее время имеет привычку высказываться через пресс-релизы. Учитывая дальнейшее разделение медиа-рынка, насколько уместным Вы считаете этот вид коммуникации?
— Практика показывает, что в любой стране, которая считает себя демократической и где функционирует правовое государство, судебные органы, включая Прокуратуру, открыты и общаются со средствами массовой информации. Это основное условие для того, чтобы граждане были проинформированы о всех делах, представляющих общественный интерес. Я надеюсь, что этот механизм будет работать и в Республике Молдова, чтобы средства массовой информации имели в своем распоряжении любую необходимую информацию. Мы предоставляли исчерпывающую информацию о негативных стандартах, применяемых в ряде процессов, которые осуществляются за закрытыми дверями и без необходимой транспарентности.
— Ваше Превосходительство, где совершаются ошибки, и как сегодня выглядят перспективы евроинтеграции Республики Молдова?
— Стремление к европейской интеграции выражается в правильном, быстром и полном выполнении положений Соглашения об ассоциации. В Соглашении очень ясно написано, что выбор и европейские амбиции Республики Молдова признаются и были установлены в качестве общих целей на основе политической ассоциации и экономической интеграции. Важно, чтобы эти стандарты были достигнуты как можно быстрее и были ощутимы гражданами. Необходимо провести реформы и изменения. Мы продолжим настаивать на этом принципе, и предельно ясно, что, как только эти стандарты будут соблюдены, мы предоставим большую поддержку. Процесс зависит от политической воли наших партнеров из Республики Молдова и от того, как они принимают решения, прилагают усилия и достигают этих целей. Зависит от того, улучшается жизнь граждан или нет.
— Ваше Превосходительство, под конец хотелось бы вернуться к главной теме момента – выборам. Если бы у вас был совет для молдаван, будь то политики или простые граждане, хороший пример ЕС, каким бы он был?
— Политики должны служить гражданам, а те должны осознавать, что они являются хозяевами, и должны контролировать политиков. Для этого граждане должны быть хорошо информированы, должны существовать независимые СМИ и демократические механизмы, которые предоставляют гражданам уверенность в том, что именно они принимают решения, и их волю уважают. Должно существовать правовое государство и активное гражданское общество, которое будет выражать интересы граждан и осуществлять мониторинг за проведением и имплементацией политики в интересах людей. Граждане Республики Молдова заслуживают этого. У первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика было очень простое определение того, как должно развиваться общество – «Не бойся и не кради». Это короткая философия о правах граждан и о том, как должно выглядеть общество – чтобы не было коррупции, а воля граждан превалировала.
— Благодарим Вас!
Беседовала Виктория БОРОДИН