Грузии все труднее справляться с эпидемией Covid-19, но она продолжает помогать Абхазии и Южной Осетии – отколовшимся республикам, власти которых не хотят иметь ничего общего с Тбилиси, но население которых остро нуждается в квалифицированной медицинской помощи
В Грузии бушует коронавирус – число инфицированных стало резко расти в сентябре – во время традиционного для местных жителей сезона отпусков. 15 октября в стране зафиксирован рекордный прирост новых случаев – вирус диагностирован 919 пациентам. Самые масштабные вспышки инфекции зафиксированы как раз в излюбленном грузинами курортном направлении – на черноморском побережье автономной республики Аджарии.
Именно Аджарии сегодня приходится сложнее всего в борьбе с эпидемией. Грузинские врачи предупреждают, что зима будет непростой. Из-за того, что заболевших с каждым днем становится все больше, в Грузии перестали госпитализировать всех подряд людей с положительным тестом на ковид-19 (как было еще совсем недавно): людей со слабо выраженными симптомами сейчас лечат в специально переоборудованных гостиницах.
Несмотря на такую тревожную ситуацию Грузия продолжает принимать пациентов из непризнанных республик – Абхазии и Южной Осетии, которые вышли из-под контроля грузинских властей после вооруженных конфликтов в 90-е годы. В рамках государственной программы, которую грузинские власти запустили в 2010 году, ведущие грузинские клиники бесплатно пролечили 5000 пациентов из Абхазии и 3000 пациентов из Южной Осетии. На это, по данным грузинского минздрава, поотрачено около 10 миллионов долларов США.
Программа не разглашает число жителей непризнанных Абхазии и Южной Осетии, обратившихся за помощью из-за коронавируса. Глава Центра контроля заболеваний Грузии Амиран Гамкрелидзе сказал Эху Кавказа, что в Грузии лечатся десятки “ковидных” пациентов из отколовшихся республик.
“Из Абхазии пациентов переводят интенсивнее [чем из ЮО]. Цифру я назвать не могу, это несколько десятков […] Эти люди находятся в разных больницах, в зависимости от тяжести состояния”.
Гамкрелидзе сказал также, что грузинские врачи стараются помочь абхазским коллегам консультацией – весной они при посредничестве UNICEF провели вебинар для абхазских медиков, сам глава Центра контроля заболеваний часто консультирует абхазских врачей по телефону:
“К сожалению, сравнительно меньше такого контакта с Цхинвальским регионом. Но и оттуда доставляют сюда пациентов”, – сказал Гамкрелидзе.
Эпидемия в Абхазии ухудшается. Врачей не хватало уже несколько недель назад, когда пациентов было совсем немного.
На этой неделе абхазский министр обороны Владимир Ануа обратился к своему российскому коллеге Сергее Шойгу с просьбой открыть в Абхазии полевой госпиталь на 500 мест для лечения больных коронавирусом. Это произошло после того, как местная оппозиция раскритиковала власти за недостаточные меры по борьбе с эпидемией.
Многие местные жители признают, что не могут получить в Абхазии такого же квалифицированного медицинского обслуживания, как в грузинских клиниках. Отношения с Тбилиси в Абхазии остаются очень напряженными, поэтому, в основном, люди обращаются в грузинским врачам в действительно безвыходных ситуациях – при онкологии, ВИЧ, гепатите, после серьезных аварий. Сегодня к этому перечню добавился и Covid-19.
Среди абхазских пациентов и их родственников немало благодарных людей, в том числе и тех, кто выразил свою благодарность публично. Хотя общественное мнение в Абхазии осуждает людей, открыто принявших помощь грузинской стороны и тем более рассказавших об этом в соцсетях.
Выехать из Абхазии на лечение в Грузию – задача не из легких. Те люди, которым это удается, жалуются на волокиту – обычно переход административной границы (Абхазия и Южная Осетия называют ее государственной) занимает много времени, иногда так много, что пациенты с экстренными случаями даже погибают, не успев перейти на подконтрольную грузинским властям территорию.
Власти Южной Осетии еще менее охотно отпускают своих жителей на лечение в Тбилиси. В 2013 году Цхинвали (так называется столица частично признанной Южной Осетии) вообще запретил жителям республики обращаться за лечением в клиники, расположенные на контролируемой Грузией территории.
Диана Петриашвили, “Медиасеть” Фото: REUTERS/Eric Gaillard