Октябрь начался красиво. В самом бедном государстве Европы, в солнечной Республике Молдова, пенсионерам устроили сюрприз. 1 октября, в День пожилых людей, к ним обратились с публичными поздравлениями. Конечно, быть пожилым человеком в этом государстве это настоящий праздник! Вот просыпается утром пенсионер, а его жизнь сплошной праздник, и только несколько маленьких проблем мешают жить: чем платить по счетам, чтобы не отрезали свет, как добраться первым в магазин, чтобы поймать дешевый хлеб, как принести воду, потому что болит спина, как починить обувь, которая быстро рвется, на что купить лекарства от давления, потому что оно только частично компенсировано, как разделить пенсию между счетами и лекарствами, потому что на еду в любом случае приходиться экономить.
Но, как уже было сказано, октябрь наступил с хорошими сюрпризами для пенсионеров. Власти решили сейчас, когда началась избирательная кампания, проиндексировать – увеличить пенсии. Неужели правительство так решило? Ну, не Кику решал самостоятельно, а сам Додон, кандидат на выборах сказал это по телевизору, а правительство приняло к сведению! Сказано – сделано. Повышение пенсий произошло. На целых 1,07% уже с октября, с последнего месяца президентства Игоря Додона!
Увеличение пенсии на 1,07% (один целых и семь сотых процента, а не 107 процентов!), это много или мало? Если ежемесячная пенсия составляла бы около 1000 евро, пенсионер получил бы надбавку в размере 10 евро. Например, Игорь Додон заявил запрошлый год ежемесячную зарплату в размере более 18.000 леев (около 905,8 евро), из этой суммы надбавка была бы 180 леев (9 евро). Или пенсионерка Зинаида Гречаный с ежемесячной пенсией более чем в 11.000 леев (553,4 евро), может получить дополнительно 110 леев (5,5 евро).
Но за пределами здания парламента или президентуры, доходы пенсионеров другие. Пенсии простых людей составляют 900 леев (45 евро), 1200 леев (60 евро). После корректировки на 1%, пенсионер должен получить 9 лишних леев (0,45 евро). Девять леев! А тот, у кого 1200 в месяц, получит 12 леев (0,60 евро)! Столько стоит пакет соли. А сахар им не нужен, ведь у них диабет из-за стресса.
Давайте не будем вредными. В октябре тот же Игорь Додон предложил предоставить пенсионерам единовременную помощь в размере 900 леев (45 евро), и то же правительство согласилось сделать это. Да, один раз, но 900 леев, и как разнакануне выборов, и об этом громко объявил кандидат в президенты Игорь Додон.
«Но другие не дают нам даже этого, хорошо, что Додон дал!», – так говорят пенсионеры, живущие на уровне бедности. Да, вроде не плохо, получать 18.000 в месяц, а малоимущим давать по 9 леев в месяц и один раз в год – 900 леев. Но, печальнее то, что это не прерогатива президента. И это не деньги президента. Не президент решает бюджетные вопросы. Он должен заниматься чем-то другим, чтобы оправдать свои 18.000 леев, официально получаемых каждый месяц, плюс неофициальные «кульки» и отпуск, подаренный людьми, имя которых он и не помнит.
900 леев плюс 1,07% – это простой предвыборный трюк. Но даже эти деньги взяты из государственного бюджета, там они собираются из налогов граждан, меньше от президентской семьи. Додон, за четыре года своего мандата, мог оказать огромное и положительное влияние на пополнение бюджета, если пожелал бы. Он вступил в эту должность с громкими заявлениями о борьбе с коррупцией, которые испарились и не встречаются даже в нынешних предвыборных обещаниях. Он мог бы создать климат, в котором правосудие и прокуратура стали бы действительно автономными и активными, чтобы миллиард, по крайней мере, 1,07% из миллиарда, был возвращен в государственный бюджет, чтобы немногие оставшиеся налогоплательщики не убегали бы от этого налогового бремени. Если молодые люди уйдут, больше некому будет вносить пенсионные взносы. Лучше пусть уйдут коррупционеры. Подумайте, кто они и решите, стоит ли они хотя бы 1,07% голосов.