Вчера, 12 мая, в Кишиневе прошел Марш солидарности прессы. Марш начался у Дома печати, затем продолжился у правительства и парламента, чтобы напомнить властям о проблемах, причиненных свободной прессе органами публичной власти. Перед зданием парламента было установлено и панно политического позора.
Всемирный день свободы прессы отмечается 3 мая, но ни правительство, ни парламент, ни Аппарат президента не проявили интерес к проблемам прессы, ни в тот день, ни в последующие.
Весь день 3 мая я заходила на веб-страницу правительства, надеясь, что появится какой-нибудь заголовок о свободе прессы, но в этот день последний пресс-релиз светского правительства датировал 1 мая 2016 года, и был похож на сообщение Аппарата президента, и имел заголовок «Павел Филип принял участие в Пасхальной литургии».
И на сайте парламента 3 мая не было ни одного сообщения о ситуации в СМИ. И это несмотря на то, что с начала этого года в парламент попало несколько проектов законов, а в его кулуарах звучали темы, которые не вошли в закон, касающиеся доступа прессы в парламент, Закона о почте, Кодекса телевидения и радио, доступа к информации, регулирования интернета, вопроса о дронах, российской пропаганде и др.
На днях я имела возможность принять участие в мероприятии, посвященном Свободе прессы в Амстердамском университете, Нидерланды. Были приглашены несколько журналистов из постсоветского пространства, а приглашение пришло от известной голландской организации «Free Press Unlimited» (FPU). Эта организация обеспечивает поддержку независимым СМИ Молдовы уже много лет, с тех времен, когда правительство, парламент и Аппарат президента были под контролем коммунистов.
Министр иностранных дел Нидерландов принял участие в мероприятии в Амстердамском университете, выступив с докладом о значении прессы в развитых обществах, и в тех, которые находятся на пути демократизации. В конце выступления министр протянул мне руку и спросил: «How are you, Alina? How is Moldova?», как будто мы давно были знакомы. Мы беседовали в течение нескольких минут, и он ответил на все вопросы, хотя я спрашивала, в основном, о коррупции. Тогда я вспомнила момент, когда пошла в молдавский парламент вместе с другими коллегами требовать свободный доступ для представителей СМИ в здание законодательного органа, в том числе для видеооператоров и фотографов. Председатель парламента посчитал, что мы мешаем работе депутатов и спросил меня, кто я такая. Я назвала свое имя, хотя мое имя, как и имена моих коллег из Ziarul de Gardă, мало что говорят Андриану Канду. Кстати, критика, которая появилась в наш адрес после этого визита в парламенте на интернет-страницах, принадлежащих «исполнительному координатору Совета правящей коалиции», показала очень четко отношение властей к другим.
Отчет Freedom House за этот год отмечает падение Молдовы в рейтинге свобод и показывает, что самой большой проблемой в плане свободы остается «деполитизация и дезолигархизация государственных учреждений, правовых институтов и СМИ».
Хотя международные организации по мониторингу ситуации в прессе показывают, что в странах ЕС СМИ имеют самые свободные условия для деятельности и высокие стандарты деятельности, главы этих государств, но и главы правительств и министерств посчитали важным встретиться 3 мая с журналистской средой, выслушать журналистов и высказаться самим.
Верховный представитель ЕС Федерика Могерини выступила 2 мая с речью по случаю Международного дня свободы прессы, отметив, что «Свобода информации способствует более эффективному управлению, так как повышает прозрачность в государственных делах и может быть использована как инструмент повышения ответственности правительства за свои действия, в частности, в случае, если доступ к информации приводит в результате к раскрытию нарушений прав человека или практик коррупции».
Да, я думаю, что молдавские власти должны ценить прессу, которая выступает за борьбу с коррупцией и расследование случаев нарушения прав человека. Я думаю, что они должны их знать и называть их по имени. Вчера несколько депутатов, в том числе председатель Парламента, предстали перед участниками Марша солидарности прессы и пообещали, что не будут стоять в стороне и внесут свой вклад в устранение препятствий, которые стоят на пути у СМИ. Мы в ожидании конкретных действий!
Алина РАДУ