Пенсионеры снова подвергаются испытаниям. 73% пенсионеров в Республике Молдова живут с доходами ниже прожиточного минимума, а депутаты, министры, прокуроры, судьи, банкиры получают пенсии в сотни тысяч леев. В 2017 году Игорь Додон пообещал двойную индексацию пенсий, на 20%, для людей с пенсией менее 2000 леев. После февраля 2020 г. Додон и ПСРМ изменили арифметику игры: с 1 апреля 2020 года правительство Кику проиндексировало пенсии всего на 4,8%, а с 1 октября планирует еще меньше: на 1,07% (с ежемесячным прибавлением с 10 до 20 леев). И это в условиях недавнего роста цен и тех, которые последуют из-за летней и осенней засухи.
Виктор Лянкэ, Союз пенсионеров
Грядут выборы и этих людей надо как-то обмануть. Вот они и придумали эту двойную индексацию пенсии в год, чтобы создать впечатление, что они сильно озабочены нуждами пенсионеров. В апреле, несмотря на то, что было заявлено об индексации в размере 4,8% для тех, у кого пенсия ниже 2000 леев, все-таки индексацию провели и для пенсионеров, которые получают десятки и даже сотни тысяч леев, то есть для «своих». Что касается индексации на 1%, о которой Кику объявил 1 октября, то это настоящее глумление. Что означает индексация пенсии в 10-20 леев в денежном выражении для человека, у которого доходы ниже прожиточного минимума? У нас в этой категории состоят 460 тысяч пенсионеров. Как они справятся? Тем более, что сейчас пандемия, а после засухи наступит зима… Нас пытаются купить на те 700 леев, которые Додон обещал нам на Пасху в прошлом году, потом на Рождество, а теперь – на выборы… Правда, что теперь обещают уже не 700, а 900 леев. Но это единовременная помощь. Пойдешь два раза в магазин и в аптеку – и все деньги ушли… Пускай уйдут и подобные Додону.
Александра Пискунов, примар, Вадул луй Исак
Я услышала господина Кику с этой индексацией пенсий на 1,07% и спросила себя, учитывают ли они, что в этом году мы пережили засуху, град, пандемию… Лично я возмущена этой ситуацией. Как выжить людям с надбавкой в 10 леев к пенсии в 1000 леев? То есть, это две буханки хлеба к пенсии в тысячу леев… Мы работаем втроем в семье. И деньги лежат на полочках. У нас все просто, без излишеств. Но что делать тем, у кого тысяча или две? Ведь жизнь стала чрезвычайно дорогой. В деревнях люди очень много работают. Земля требует кропотливого труда и больших затрат. Чиновникам и правителям следовало бы пересмотреть свои решения и отношение к людям. Народ, да не все, но большинство понимают, что их обводят вокруг пальца и им врут.
Лилиан Карп, депутат
Двойная индексация – это декларативный предвыборный проект и просто издевательство чистой воды. Пенсионеры получают меньше, чем получали до закона с двойной индексацией… Это политический пиар. Додон пообещал пенсионерам, что индексация будет вдвое больше, чем та, что была до 2020 года. Сегодня же мы видим, что она намного ниже. 1,07% – это действительно мелочь для пенсии в 1000 или 2000 леев. И на этом спекуляции не заканчиваются. Кику утверждает, что в 2020 году средний коэффициент индексации пенсий составит 10%. Что они сделали? Они специально решили выдавать это единовременное пособие в размере 700, а сейчас уже и 900 леев, чтобы создать у людей иллюзию, что они получат 13-ю пенсию. Это манипуляция. Додон пообещал им 700 леев на праздники, а теперь бросает эти суммы во время избирательной кампании… Они обманывают людей.
Профир Танасюк, инженер. пенсионер
А на что ее может хватить? Знаете ли вы, что в Кишиневе люди просыпаются в 6 утра, чтобы стать в очередь за хлебом по три лея? Такая беднота – хуже некуда… Я удивлен, что у Кику и социалистов хватает наглости заявлять, что в этом году пенсии в Республике Молдова были проиндексированы на 10%, когда в апреле была произведена первая индексация на 4,8 %, а с 1 октября во время второй индексации – ровно 1%. Это 10 леев на тысячу леев или 20 на 2000 леев. Ну разве это не издевательство? Я всю жизнь проработал инженером в автомобилестроении, где хорошо платили. У меня пенсия – 2000 леев. Это нуль без палочки. От индексации в 4,8%, о которой говорят, я не получил ни копейки. От индексации в 1% мне нечего получать. И таких, как я, много. Что мы будем делать? Этот год был и остается трудным. Цены растут, приближается зима… В деревнях, с горем пополам, люди все же справляются, потому что у них еще что-то есть в хозяйстве, а в городе? Правительство, чуть что – тут же жалуется: в бюджете нет денег. Деньги есть, но воруют. Больше, чем из госбюджета нигде не воруют… Боюсь, что 1 ноября вместо того, чтобы пойти на выборы, люди достанут вилы…