Привлекает внимание то, что антизападное информационное загрязнение начинает влиять и на внешнюю политику, не только внутреннюю, приведя к ухудшению политической атмосферы в Европе, в продвижении радикальных партий и лидеров евроскептиков, в недоверии к Европейскому проекту и союзу с США. Я не говорю, что во всем этом нужно винить только пропаганду Москвы, потому что, думаю, это, в конце концов, было бы преувеличением и признанием слабости собственной системы правильного информирования граждан европейских стран. Если Россия могла бы сама сделать так много плохого для проевропейского чувства и доверия людей в западные учреждения и организации, можно было бы позавидовать потенциалу ее информационной войны, и, в то же время, это было бы очень серьезным для эффективности и целостности нашей прессы, или законных механизмов противодействия, которые должны быть в любом государстве.
Евроскептицизм продиктован в определенной степени и последствиями непрерывных кризисов, структурной незащищенности и коррупции местной прессы. Не только Россия виновата в спаде союза ЕС и Запада в восприятии многих рядовых граждан (исключаем из этой категории пропагандистов-профессионалов и заинтересованных лиц), но роль Москвы в этом процессе, вне всякого сомнения, очевидна. Очень хорошо, что Германия безапелляционно поднимает эту тему, потому что у нас, как можно заметить, тот, кто хочет открыть тему, в духе критического ясновидения, немедленно подвергается оскорблениям со стороны дежурных «патриотов» из подозрительных блогов или возмущенных зрителей.
От этой декларативной «шизофрении» будет страдать в ближайшие годы и гражданское общество, активная часть гражданского общества, по крайней мере, в теории. Ибо и пропагандистский аппарат, где бы он ни находился, заметил то, что и мы видим, что все знаем – выход людей на улицу впечатляет, он эффективен. Отсюда и непобедимая идея смешивания понятий и интересов, тем, которые волнуют по-настоящему искусственно созданными в пропагандистских лабораториях, чтобы вызвать недоверие, растерянность и замешательство. Как только вмешательство «гражданского общества» сделано, практически невозможно отделить зерна от плевел, как спросить, почему некоторые могут выразить себя, а другие нет. На такой вопрос нет ответа. Разве обманутые люди не имеют права выйти на улицу, они не могут быть голосом общества? Тем более, что не все получают вознаграждение. Среди демонстрантов есть, как правило, и много людей доброй воли, но невероятно наивные, обманутые мнимыми благородными и щедрыми целями тех, кто выводит их на улицу. Может быть, это просто мой личный страх, но я думаю, что гражданское общество скоро станет, наряду с традиционными и нетрадиционными СМИ, весьма спорным инструментом борьбы, ангелом и демоном в одночасье.
Возвращаясь к заголовку, становится банальным замечание о том, что Европейский проект (в классическом смысле, политическая интеграция государств и ресурсов), а также альянс с США (в смысле военного присутствия США на континенте) обсуждаются на различных антизападных платформах, подпитанных Россией. В этом, я надеюсь, никто не сомневается, ни один читатель, который использует несколько источников информации. Мы не знаем, однако, как далеко пойдет этот распад. Начавшись, тенденцию изменения вектора и политических ценностей, как правило, трудно остановить на уровне одного поколения. Риск существует не для моего поколения, а для тех, кто приходит, для поколения, лишенного исторической составляющей политической культуры, кто не имеет воспоминаний для сравнения. Одно дело анализировать и критиковать некоторые политики и решения внутри своего мира, и совсем другое дело хотеть уничтожить систему, в которую входишь, чтобы играть по правилам оппонентов.
По этой причине, антизападное информационное загрязнение, которое призвано ослабить, а затем разрушить стратегические структуры сопротивления Запада (каким мы его знали до сих пор, и к которому стремились десятилетиями), нужно остановить, пока не будет поздно, то есть, прежде чем начнет внедряться на уровне молодого поколения, которое сейчас входит в естественный процесс «политической социализации», которое должно расти, а затем продвигать идеи, которых оно накапливает, сознательно или нет, в эти годы.
ВАЛЕНТИН НАУМЕСКУ, rgnpress.ro