Август для людей постсоветских государств это самый суровый месяц. Это месяц, подаривший им самые большие надежды в 1991 году. Каждый август люди задают себе одни и те же вопросы: Стоило ли бороться? Что изменилось? Сколько еще нужно бороться? Когда наконец заживем по-настоящему в независимом государстве?
В августе, как правило, отмечается августовский путч 1991 года, затем выход республик из состава бывшего Советского Союза: 23 августа отделились Эстония, Латвия и Литва, 24 – Украина, 25 августа – Беларусь, 27 – Молдова. В августе произошли тяжелые бои, государства обрели свободу и родились большие надежды.
Разве август не должен быть постоянным праздником? Месяц радости за то, что мы сильны в боях, что мы получили твердые права, что мы пошли по новому пути и дороги назад не будет?
Да, трудно новым поколениям представить, сколько прав и свобод было приобретено в период с августа 1989 года по август 1991 года: право на самоопределение, право говорить и писать на родном языке, право носить румынские или любые другие имена, право на собственную культуру, право на оппозицию, протесты, политические движения, право свободно выражать свое мнение, владеть средствами свободного выражения, право работать или не работать, право уехать и вернуться, даже эмигрировать, право создавать организации, владеть имуществом, владеть бизнесом. Эти и многие другие права не были возможны в СССР и стали возможными практически в одночасье, а люди грустят?
Август 2020 года оказался худшим, чем когда-либо прежде. Изнурительная засуха ударила по фермерам, национальная депрессия заботит медицинских работников, неопределенность для учителей и педагогов, железная клетка для эмигрантов, летаргическая изоляция для пенсионеров, тюрьма для малого бизнеса. Может ли кто-то их поддержать? Кто мог бы поднять праздничный дух, поддержать национальную гордость и единство в этом состоянии коллективной депрессии?
Очевидно, правительство устарело и не справляется, если врачи задыхаются, учителя дезориентированы, а фермеры приехали на тракторах в Кишинев, вместо того, чтобы работать на полях. Очевидно, у правительства нет денег, навыков и времени, чтобы превратить жизнь людей в праздник. Но что делает президент? У Республики Молдова есть президент, у которого не так много административных обязанностей, но он самый подходящий, чтобы заниматься праздниками, связанными с национальными датами.
Президент Додон в отпуске. Да, в августе, когда людям тяжелее всего. Он отправил свою семью в Турцию, а сам заявил, что берет отпуск, который проведет в Москве. Да, 19 августа, когда отмечается августовский путч, когда все говорят о трех днях, которые ознаменовали последние вздохи советского господства, которые привели к освобождению народов от московской тюрьмы, в этот день президент суверенного и независимого государства Республика Молдова говорит, что отдыхает в Москве.
Давайте представим, что лидеры Прибалтики проведут свой августовский отпуск в Москве, и особенно в августе, когда люди не думают об отпуске. Или представим, что президент Украины отправляется в отпуск в Москву. Даже Лукашенко поехал бы в августе в Москву только в свой последний отпуск или для нового обязательства. В то время как человечество лихорадочно ищет вакцину против коронавируса, похоже, требуется еще одна вакцина — против вируса советского мышления. Но московские лаборатории не могут ее разработать. Ее могут разработать граждане, которые хотят независимого и процветающего государства. Поэтому в августе в Москве отдыхают только лидеры, которым нужна прививка. Нам нравится быть независимыми. Мы остаемся на страже.
Алина Раду