Материал Hromadske
Пандемия коронавируса привела к введению ограничений во всем мире. Но если в демократических странах их вызвал только вирус, то в автократических карантин стал оправданием для усиления репрессий, преследования оппозиции и тому подобное. Части украинской территории, которая находится под контролем Кремля, это также касается. На примере Крымского полуострова мы расскажем, какой будет жизнь на оккупированных территориях после карантина. Разобраться в ситуации нам помог Алим Алиев, заместитель генерального директора Украинского института.
Свобода передвижения
«Карантин и историю с пандемией российская оккупационная власть воспримет как очередную возможность закупорить полуостров и напугать прежде всего тех, кто имеет связи с континентальной частью Украины», — объясняет Алим Алиев. По его словам, ФСБшники начали предупреждать людей во время выезда с полуострова на материк, что такую поездку можно осуществить только один раз во время карантинных ограничений.
22 июля уже после первых карантинных послаблений россияне усложнили правила пересечения административной границы с Крымом для украинцев с местной регистрацией. Если раньше граждане с крымским адресом в украинском паспорте могли пересекать пункты пропуска без проблем, то теперь сотрудники ФСБ начали требовать у людей показывать российский паспорт. А если его не нет, то путешественникам выписывали штраф.
«Российская власть хочет, чтобы крымчане не просто получили российский паспорт, но и пользовались им. Украинский паспорт для них — это как красная тряпка для быка», — добавил Алим.
Многие украинцы решили этим летом не ехать к родным в Крым. Украинцы полуострова также отложили поездки на материк на неопределенный срок. В июне пассажиропоток между оккупированной территорией и свободными украинскими землями сократился в 100 раз.
Свобода информации
Крым в информационном плане — особая территория. С 2014 года здесь не только нет проукраинских изданий, но и даже существует дефицит даже российских оппозиционных изданий, которые свободно действуют и продаются в самой России. По данным Крымской правозащитной группы, на полуострове ограничивают доступ к большему перечню сайтов, чем в России. Нет там и независимых от оккупационных властей религиозных изданий или изданий национально-культурных обществ.
«Россияне ограничили доступ людей в Крыму к интернет-ресурсам и телевидению, а сейчас мы говорим и об ограничении физического передвижения. Для того, чтобы крымчане имели меньше профессиональных связей, эмоциональных связей между полуостровом и континентальной Украиной. Люди, которых раньше приглашали на семинары и конференции, теперь не могут выехать оттуда», — говорит Алиев.
Доступ к образованию
В этом году украинский парламент расширил льготы для крымчан для поступления в высшие учебные заведения Украины (кстати, вступительную кампанию продлили до 20 августа). Но воспользоваться льготами смогут лишь самые упорные выпускники.
«Идет борьба как с нашей стороны, так и с их, за новое поколение, за детей и молодежь. Россияне их и в дальнейшем будут милитаризировать, а наша задача не только рассказать им что-то об Украине, но и дать критическое мышление, рассказать, что на самом деле происходит», — говорит Алим Алиев.
Вероятно, после карантина россияне и дальше будут блокировать доступ крымской молодежи к образованию, вместе с тем продолжая агитационно-пропагандистскую работу с новым поколением жителей полуострова.
Дипломатические усилия
Официально Украина много раз заявляла, что не будет применять силу для возвращения своих территорий, а будет действовать исключительно дипломатическим путем. Среди последних шагов — договоренность с Панамой о применении санкций против судов, которые незаконно заходят в порты Крыма под панамским флагом. О важности крымской тематики в международной работе свидетельствует и назначение крымчанки Эмине Джапаровой первым заместителем главы МИД Украины.
«Эпидемия — очень хорошее время для того, чтобы повышать наши дипломатические усилия. И soft power и hard power должны быть усилены за рубежом», — говорит Алиев.
Жизнь в оккупированном Крыму
Авторитарное российское правительство воспользовалось случаем, чтобы усилить свою власть на полуострове. Доходит до смешного: недавно в поселке под Ялтой казак пытался нагайкой наказать полуобнаженного туриста на пляже.
В то же время протесты в российском Хабаровске, Санкт-Петербурге, Москве и других российских регионах свидетельствуют, что ситуация в самой России зыбкая. Сможет ли она сохранять контроль над оккупированными территориями?
«Люди находятся в этом карантинном режиме, сидят дома, теряют работу, не имеют гарантий. Поэтому люди экстраполируют накопленную негативную энергию в такие действия», — объясняет природу российских протестов Алим Алиев.
Но даже если на полуострове начнется какое-то недовольство, россияне будут реагировать на него более жестко.
«Крым до сих пор, — и я думаю, что россияне это понимают, — не является российским регионом. Поэтому россияне будут как можно более жестко подавлять протестные выступления в Крыму. Для них важно не просто милитаризировать полуостров и не просто завезти туда технику. Для них важно, — говорит Алим Алиев, — чтобы люди, живущие на полуострове, думали “по-русски”».