Созданная 29 июля 2004 г., Ziarul de Gardă росла и развивалась вместе со своими читателями. Газета разоблачала коррупционные схемы, писала о незаконных действиях и злоупотреблениях, а также о людях, которые совершают благородные поступки. О тех, кто живет и работает подле нас. Детям, рожденным в 2004 г., исполняется 16 лет в 2020-м. Какие они? Каковы их чаяния? Каким они видят свое настоящее и будущее? С какими проблемами сталкиваются в своей повседневной жизни? ZdG попыталась выяснить, какие они, 16-летние подростки, и чего они ожидают от государства, в котором они выросли и живут.
Одной из сельских местностей, где родилось большинство детей в 2004 г., было село Костешть Яловенского района. В настоящее время там работают четыре детских сада, два лицея и гимназия, а также несколько неправительственных организаций (НПО), продвигающих и привлекающих молодежь. ZdG беседовала с молодыми людьми из Костешть, которым 16 лет, «почти 16 лет» или «немногим более 16 лет», о мечтах, юности, будущем и о Республике Молдова.
«Как и любой другой подросток, они хотят заявить о себе, принимать в чем-то участие или уехать за границу»
«Подростковый возраст», «развлечения», «искренность», «развитие», «настроение», «получение опыта», – так молодые люди из Костешть описывают свои 16 лет. В этом возрасте им уже пришлось столкнуться с трудностями. Также у них были и прекрасные моменты, которые они разделили вместе с одноклассниками и друзьями. Для одних ребят важно, чтобы они окончили гимназию и смогли поступить в колледж. Другие испытывают гордость за то, что они сделали много добрых дел на благо сообщества, в котором живут. Некоторые из них хотят продолжить учебу, получить профессию и преуспеть в выбранной ими области, другие хотят завести семью и детей.
Как и у любого другого подростка, у молодых людей есть заветные мечты, и, по словам Марии Бивол, президента АО «Альтернатива», они хотят заявить о себе, принимать в чем-то участие или уехать за границу.
«В мероприятиях с ребятами, проведенных мною, я заметила, что им нужно самоутверждение, а также смелость, которой, к сожалению, недостаточно в это время. Если поколение 90-х было смелым, но при этом не имело возможностей, то у сегодняшней молодежи, как мне кажется, есть возможности, но нет той смелости», – сказала Мария Бивол.
Страх, нехватка денег и «подрезание крыльев»
Рената Бордеяну из Костешть говорит, что у нее были ситуации, в которых страх и боязнь общения с людьми мешали ей участвовать в некоторых проектах, несмотря на то, то у нее был потенциал. Павлу Мереакре, из того же села, мешают личные качества вовлекаться в какую-то деятельность. Он занимается футболом, и вместе со своей командой занял призовые места на различных чемпионатах. Несмотря на то, что для получения результатов необходимы труд и регулярные тренировки, мальчик говорит, что бывали случаи, когда из-за отсутствия денег он не мог купить необходимую экипировку для тренировок. «Если у вас нет подходящей обуви для занятий спортом, вы можете получить травму и не добиться такого же результата», – рассказывает Павел.
Из-за нехватки финансовых средств Валентине Рошке ничего не оставалось кроме как отложить реализацию своей мечты. Ввиду того, что в семье двое детей, девочке пришлось пересмотреть свои планы по посещению некоторых курсов, потому что мать была вынуждена перенаправить деньги на обучение ее брата. Девушка, помимо получения знаний в лицейских классах, обучалась маникюру, и сегодня она предлагает свои услуги одноклассникам.
Огромное влияние на выполнение мечты молодых людей оказывают друзья, родственники или родители. «Друзья не всегда поощряют друг друга совершать хорошие поступки», – говорит Валерия Хажук. По ее словам, иногда молодежь хочет сделать карьеру в определенной области, но под влиянием родителей или родственников ей приходится выбрать другую профессию. Валерия, например, рисует, хотя она не посещала художественной школы. Она изображает лица, силуэты и объекты. Простым карандашом пользуется в задумчивом настроении. Если самочувствие хорошее – работает цветными. Девушка говорит, что ей бы хотелось обучаться искусству, но поскольку эта сфера деятельности не очень развита в Молдове, она решила подать документы в колледж, по специальности менеджмент.
«Думаю, что слишком рано нам подрезают крылья, и взрослые, так сказать, считают, что мы слишком малы и не понимаем определенных вещей, что еще не прожили достаточно. Я же полагаю, что нет необходимости пережить что-либо только для того, чтобы понять некоторые моменты, в независимости от твоего возраста или опыта», – считает Валерия Бортэ из Костешть. Девочка говорит, что когда взрослые уверяют детей: «У тебя не получится, или не получишь того, что тебе нужно», это снижает уровень уверенности ребят в себе.
Однако молодые люди заявляют, что видят себя в будущем в различных областях: медицина, бухгалтерский учет, информационные технологии, бизнес или психология. «Если мы будем работать и если многие ребята не уедут за границу, возможно, мы изменим страну», – говорит Павел Мереакре.
Обращение к властям: «Хватит воровать!» и «Мы хотим европейскую систему образования!»
Молодые люди хотят, чтобы потенциал страны был максимально использован. Так, чтобы даже иностранцы, услышав о Молдове, больше не говорили: «Молдова – бедная страна, у Молдовы нет будущего, в ней нет ничего прекрасного», – считает Валерия Хажук.
Тем не менее, они думают, что будущее Республики Молдова могут изменить люди, которые здесь живут и власть имущие. «Если бы у меня были их полномочия, возможно, даже в свои 16 лет, я бы изменила намного больше, чем они до сих пор», – говорит Валерия Бортэ.
Молодые люди хотят, чтобы руководство больше думало о народе, и в меньшей степени о деньгах и личных интересах. «Перестаньте воровать и позаботьтесь о людях», – сказала бы Валерия Гажук верхам.
Ребята также хотят, чтобы государство сосредоточилось на системе образования в Молдове. Они желают учиться по европейской системе, получая международно признанные специальности и дипломы. Они говорят, что школьникам было бы хорошо если бы у них был больший выбор занятий, которые они изучают. «Я бы хотела, чтобы в школах было больше спортивных (футбол, баскетбол, волейбол), художественных и музыкальных групп», – говорит Валерия Хажук. «Оценки никак не развивают, мы учимся только ради знаний, поэтому не должно все зависеть исключительно от оценок», – утверждает Рената Бордеяну.
Мария Бивол, директриса теоретического лицея «Олимп» в Костешть, говорит, что ученик должен быть вовлечен в повседневную работу еще со школьной скамьи. Например, если он хочет увидеть, что из себя представляет профессия врача, у него должна быть возможность пойти, посмотреть, как работается в этой сфере. «Даже если он учится в 10-м или 11-м классе, пусть он придет, чтобы он смог понять проблемы изнутри, может, что-то и откроет для себя. Ученик хочет в примэрию, заинтересован деятельностью социального работника? Нужно выбрать день, даже во время каникул, когда он смог бы пойти туда и понаблюдать за работой. Это применимо абсолютно во всех сферах, а в культурной области это было бы еще красивее», – пояснила директриса.
И Валерия Бортэ также считает, что школа должна уделять больше внимания подготовке к жизни молодых людей: «Наша жизнь не какая-то производная функция в математике или метафора. Я согласна, что это надо изучать. Это важно для нас, но не важнее, чем то, что будет происходить с нами после 9 — 12-летнего обучения в школе», – уточнила девушка.
Подростки очень талантливы, и иногда они хотят раскрыться и максимально использовать свои способности. Михаела Новак, президент Местного молодежного совета из Костешть, говорит, что подчас молодые люди не могут быть вовлечены в определенную область только потому, что у них нет образования или определенного диплома.
«Было бы действительно хорошо, если бы государство каким-либо образом нашло этих талантливых людей и предложило бы им возможности, учитывая их финансовое положение, потому что мы не можем утверждать, что у каждого есть достаточное количество материальных средств, чтобы пройти курс профессионального обучения», – уточнила Михаела Новак.
Ценности, пропагандируемые в обществе, напрямую влияют на поведение молодых людей
Мария Бивол, председатель АО «Альтернатива», говорит, что, действительно, молодые люди вовлечены в красивые начинания, но бывают также случаи, когда некоторые подростки увлекаются наркотиками или другими запрещенными веществами, и, как следствие, феномен преступности среди несовершеннолетних растет. «Я бы хотела, чтобы правосудие и законы были немного изменены, чтобы за каждую ошибку или нарушение законов наказание было бы более суровым», – сказала Рената Бордеяну, когда ее спросили, что бы она хотела изменить в государстве.
По мнению Марии Бивол, пропагандируемые ценности в сообществе напрямую влияют на поведение молодых людей, и этому также способствует семья, друзья и даже инфлюенсеры в социальных сетях. «Когда понимаешь, что можно избежать наказания, будучи несовершеннолетним, или находясь в политической партии, или являясь инфлюенсером, или имея хорошие связи в Республике Молдова, каким-то образом стимулируется, по сути, само это явление – детская преступность, но не борьба с ней. Это относится не только к государственным учреждениям, но и к нам, людям, родителям, гражданскому обществу, полицейским или судьям, певцам и т. д.», – сказала президент А.О. «Альтернатива».
В нынешних условиях очень трудно формировать подростков и прививать ему определенную модель для подражания, говорит Ион Скутару, преподаватель теоретического лицея в Костешть. «Сегодня молодым людям нужна модель – пример для подражания, которому они бы следовали и строили свое будущее», – делится педагог. По его мнению, у молодежи должно быть больше возможностей для самовыражения, в том числе и на политическом уровне.
«У нас много ассоциаций или организаций, ОГО, НПО, которые действительно ищут финансовые средства, чтобы способствовать решению проблем в обществе. Потому что мы, молодые люди, стараемся сделать все из ничего. Соответственно, мы ищем помощи вокруг нас. Таким образом, наша просьба к государству заключается в том, чтобы оно помогло нам больше в наших начинаниях», – говорит Михаела Новак.
«Мечта – вернуть домой родителей, или мечта – иметь компьютер»
Поколение молодых людей, родившихся в 2004 г., сильно пострадало от миграции. Оставшись с бабушками и дедушками, некоторые ребята взвалили на себя обязанности взрослых. В дополнение к мечте о том, чтобы что-то изменить в стране, есть подростки, которые желают еще кое-что: «Вернуть своих родителей домой, быть с ними рядом, а также – иметь возможность купить компьютер, чтобы они могли делать уроки, свои проекты», – уточнила президент АО «Альтернатива».
Некоторые ребята после школы хотят уехать за границу: либо к родителям, на учебу или работу.
«Тенденция молодежи – поступить на учебу, перейти на заочную форму обучения и уехать за границу. Вот так. Если в какой-то семье ситуация относительно хорошая, и до 18 лет подростков все еще обеспечивают родители, потому что те отправляют их учиться. После поступления же, большинство из них уезжает за границу на заработки», – уточнил мэр Костешть, Василе Борта.
По его мнению, государство должно создавать оплачиваемые рабочие места для молодежи. Согласно словам мэра, у молодых людей за рубежом есть много способов обеспечить себя, тогда как в Молдове таких вариантов нет. Василе Борта считает, что эти меры не могут быть осуществлены одним лишь руководством, поскольку проблема многогранна и должна была стать приоритетной и во времена предыдущей власти.
И директриса лицея «Олимп» считает, что государственная политика должна быть ориентирована на то, чтобы молодое поколение было мотивировано оставаться дома. «К большому сожалению, молодые люди уезжают и уезжают. Здесь мы должны создать (на уровне правительства, на уровне страны, на уровне стратегической политики) такие условия, чтобы наши жители не уезжали», – говорит Мария Бивол.
Разница между поколениями: «Есть более консервативные семьи и более современные семьи»
Молодые люди, а также взрослые из Костешть утверждают, что разница между поколениями сегодняшних 16-летних ребят и прошлыми поколениями очевидна.
«Раньше люди были проще. Подросткам было легче найти модель для подражания. Я сужу по себе: насколько легко я соглашался и как был счастлив, когда школьный учитель включал меня в какое-то занятие, однако в наше время намного сложнее убедить в чем-то ребят», – сказал преподаватель Ион Скутару.
Молодые люди в прошлом работали больше, а сегодняшнее подрастающее поколение больше учится. «Мы заканчивали уроки и уходили в поле пасти коров, нам было чем заняться. Теперь юноши и девушки проводят больше времени со своими телефонами в руках и едет в город, чтобы провести там весело время», – сказал нам один из жителей Костешть. По его словам, самой большой проблемой сегодняшней молодежи является то, что их родители находятся за границей.
«Есть более консервативные семьи и более современные семьи. Таким образом, современные семьи всегда поддерживают подростков и рады любым их начинаниям. Консервативные семьи до сих пор не знают понятия волонтерства, они не верят в это, и поэтому молодые люди иногда останавливаются. Если родитель говорит, что ему нельзя куда-то ехать, ребенок не трогается с места», – сказала Михаела Новак, президент Местного молодежного совета из Костешть. По ее словам, прошлые поколения были воспитаны таким образом, что их родители всегда говорили им, что нужно делать. С другой стороны, как полагает Михаэла Новак, сегодняшняя молодежь более изворотлива и находит разные способы достичь запланированного.
«В 16 лет наши родители не разрешали нам выходить ночью на улицу, мы все время находились под их надзором, ослушаться никогда не смели их, но теперь, в 16 лет, подростки старше своих родителей», – говорит одна жительница Костешть.
Другая жительница подтверждает, что в прошлом родители имели большее влияние на своих отпрысков. «Без больших знаний, без факультетов, в их головах была целая энциклопедия жизни. В семье у каждого ребенка были свои задачи. Огромная пропасть между прошлым и настоящим поколением. К сожалению, возможно, на нынешних подростков повлияли существующие изменения, политическая и экономическая нестабильность. У них нет достаточного активного общения со своими родителями. Им не хватает человека или учреждения, которое бы объединяло их, чтобы сообщать, учить их жизненному опыту, помогать им тогда, когда это требуется», – добавила она.
По данным Национального бюро статистики, в 2020 г. в Молдове насчитывалось около 27.000 шестнадцатилетних ребят, что примерно на 6 000 меньше, чем в 2015 г.
Корина ШЕРЕМЕТ