Новый губернатор Национального банка Молдовы (НБМ) Серджиу Чокля в понедельник вступил в должность. Председатель Парламента Адриан Канду заявил в связи с этим «событием», что Чокля «входит в должность не в лучшие времена для экономики страны. Но я уверен, что он справится». И Чокля объявил, что с ним будет лучше. Означает ли это, что в Республике Молдова пришел конец банковскому рэкету, что мы можем больше доверять банкам, что лей стабилизируется, а валютные спекуляции закончатся?
Николае Осмокеску, профессор
Что и как будет, увидим. Покамест, поменялись местами губернатор, который пришел из влиятельного круга и который остался безнаказанным за беззакония в банковской системе, в том числе кражи миллиарда, с другим, о котором говорили и писали, что он приходит из той же среды. Посмотрим, что он сделает, а не то, что он говорит. Пока мы не увидим стабильность на финансово-валютном рынке, мы ничего не можем сказать о новом губернаторе. Мы в ожидании, только вот терпение молдаван приближается к концу.
Виорика Чеботарь, сельчанка
Мы бы хотели, чтобы было лучше, но люди устали от обещаний. Мы ждали, что что-то изменится и в 2009, и в 2010, и в 2014, но, знаете, все как в той поговорке: до трех раз. Сейчас сложнее доверять, и кому доверять, если у власти те же люди. Лично я думаю, что они не способны думать и о нас, если они не сделали этого за все годы, что находятся у власти. Если бы они не совали свои руки в карман государства, более или менее, что-то могло бы измениться, а иначе не думаю. Только если случится всевышнее чудо… В стране – как в семье: если в доме не повезло с мамой и папой, все летит в тартарары.
Влад Саинчук, «Тайны здоровья»
Откуда взяться изменениям, если великие «дирижеры» этой страны в том числе и влиятельные банкиры, которые заинтересованы в том, чтобы все оставалось как есть. Что может решить Чокля, если Парламент и правительство находятся мы знаем в чьих руках. Более стабильный лей? Не думаю, что это возможно, если бюджет страны составляется не из экономики, а из налогов, повышения цен, штрафов, выписанных на имена большинства бедняков, а не на имена богатых, которые в меньшинстве. Коррупция прижала экономику к стене. Ни местные, ни иностранцы не хотят инвестировать в Молдову, потому что везде воруют. Откуда взяться изменениям?
Тудор Малай, трейдер
Не знаю, насколько это правда, но о новом губернаторе писали в прессе, что он учился вместе с Дрэгуцану, а значит он из той же «группировки» власти. Но посмотрим, что он может. Пусть докажет, что он другой ежели Дрэгуцану и что хочет навести порядок в банковской системе. Если он это сделает, ему будут аплодировать, если нет – освищут. Я думаю, что ситуация в Республике Молдова может измениться, по крайней мере, в двух случаях. Если не будут совать руки в карман государства, а украденный миллиард будет возвращен. И во-вторых, создание условий для иностранных инвестиций. Если правление думает о людях, значит примет реформы, если нет, значит его необходимо поменять.
Александра Канн, Ассоциация патронатов APIUS
Я бы хотела верить в то, что говорят Канду и Чокля, однако, я, как представитель бизнес среды, не могу быть столь же оптимистична, как они, потому что ничто нельзя изменить в олигархическом государстве, в котором законы не работают, в котором были обворованы банки, в котором чрезмерно давят цены и в котором нет экономических аргументов для стабилизации финансово-банковской ситуации. А если правительство хочет стабильности, тогда повестка экономического развития Республики Молдова не должна более идти по направлению сверху вниз, а снизу вверх, от производителей. Повестка сверху вниз не в интересах ни производителя, ни государства. А если все продолжится по-старому, решение может быть лишь объединение с Румынией.