Почему Армения со своими скромными географическими размерами и только двумя открытыми сухопутными границами еще до пандемии — с Грузией и Ираном — оказалась лидером в регионе по количеству больных на душу населения?
За цифрами в Армении пристально следят и пытаются найти хоть какие-то положительные тенденции не только медики и эксперты, но и обычные жители.
Каждый день, в 11։00 утра, когда министерство здравоохранения обновляет данные о заболевших и выздоровевших, люди углубляются в подсчеты – сравнивают новые цифры с предыдущими днями. Расчеты пока неутешительные.
В общей сложности ежедневно в стране проводят примерно две тысячи тестов, 25-33 процента из них оказываются положительными.
Эта картина не меняется уже несколько недель. Напрашиваются два вывода.
Первый – властям и комендатуре удалось не допустить поголовного распространения вируса, и динамика роста стабилизировалась. Второй – сделать еще один шаг к преодолению эпидемиологического кризиса в Армении не получается.
Попытка анализа ситуации – в чем же была ошибка.
Как лечат в Армении – на конкретном примере
Если у кого-то возникают симптомы, сначала он обращается в поликлинику по месту прописки. Лечащий врач проводит несколько процедур – потом назначается тест.
У Мгера Барсегяна на сдачу теста ушло восемь дней. Он живет с матерью. И первые симптомы появились именно у нее – сильная головная боль и слабость. Затем и у него самого поднялась температура. Молодой человек сначала подумал, что простудился:
«Постарался максимально быстро сдать тест на вирус. Как оказалось, это не так просто. Позвонил врачу поликлиники. Параллельно состояние матери ухудшалось. Она тяжелее переносила болезнь. В поликлинике мне сделали рентген, назначили антибиотики. Мать не смогла пойти в поликлинику, поскольку была очень слаба. Мое состояние не улучшалось, и врач назначил нам тест».
Он оказался положительным, и семью обязали перейти на двухнедельный режим самоизоляции.
Через несколько дней состояние сына и матери начало улучшаться, хотя слабость и температура выше нормы сопровождала их практически неделю.
«Учитывая степень загруженности системы здравоохранения, я доволен вниманием к нам и лечением. Не знаю, почему так затянули с тестом. Возможно, их не хватало. Но в подобной ситуации человек максимально быстро хочет узнать о диагнозе, чтобы предпринять какие-то меры».
В начале июня система здравоохранения Армении работала на пике загруженности. Был случай, когда пациент скончался, потому что не было возможности вовремя госпитализировать его – из-за отсутствия свободных мест в больницах.
Однако властям удалось перепрофилировать для лечения больных коронавирусом еще несколько медицинских учреждений. И если нового всплеска не произойдет, систему здравоохранения Армении уже не постигнет коллапс.
Почему Армения не сумела отразить угрозу коронавируса?
Среди факторов, которые должны были помочь избежать распространения коронавируса в Армении, говорят о закрытых с 90-х годов границах – с Турцией и Азербайджаном. Границу с Ираном в связи с эпидемией Армения закрыла уже 24 февраля, а с Грузией – 13 марта.
Политолог Александр Искандарян считает, что власти слишком поздно ввели ограничения и перешли к карантинным мерам:
«1 марта в Армении появился первый подтвержденный случай заражения. Это был гражданин Армении, вернувшийся из Ирана, затем появились зараженные, прилетевшие из Италии. Однако до середины марта никаких серьезных мер по предотвращению эпидемии в Армении не принималось.
Власти выступали с утешительными сообщениями, что оснований для паники нет, ситуация находится под контролем. Еще за несколько дней до введения режима чрезвычайного положения чиновники говорили об отсутствии необходимости прекращать авиаполеты из европейских стран, включая Италию».
Эксперт считает, что власти не шли на введение ограничений по политическим соображениям.
Коронавирус застал Армению за агитационной кампанией накануне референдума по конституционным изменениям. Его инициировала правящая политическая сила. А введение чрезвычайного положения означало, что референдум отложится. В итоге чрезвычайное положение пришлось ввести, а референдум в конце концов отменили.
«Еще 11 марта, то есть за пять дней до объявления режима чрезвычайного положения, премьер-министр Никол Пашинян ездил по стране, агитируя граждан выйти на референдум в начале апреля. При сохраняющейся высокой степени легитимности власть могла себе позволить такого рода политику в надежде на то, что проблема обойдет Армению стороной и можно будет ограничиться закрытием границ с Ираном и авиасообщением с Китаем. В результате меры по борьбе с пандемией запоздали. Премьер-министр позже, в одном из обращений, признал ошибку своего правительства».
Еще одним фактором, который помешал своевременно ввести карантин, было беспокойство об обвале экономики.
На фоне прошлогодних результатов, правительство Пашиняна запланировало высокий экономический рост и в этом году. На начальном этапе поставить крест на этих планах было непросто. И лишь потом постепенно пришло понимание того, насколько серьезно обстоят дела с вирусом. Но даже в этих условиях власти не могли позволить себе длительный локдаун. Жесткий карантин начался 16 марта, с начала мая его стали ослаблять.
И теперь премьер-министр время от времени заявляет о готовности снова закрыть заводы и отправить экономику на временные каникулы, но на деле сделать это будет крайне сложно. Апрельские и майские данные и так показали, что в этом году экономические показатели будут минусовые. Правительство открыто объявляет, что возврат к ограничениям – самый нежелательный вариант развития событий.
Правительство обвиняет людей
В Армении продолжают действовать некоторые ограничения. Уже после снятия карантина в стране появилось жесткое требование носить маску как в открытых помещениях, так и в закрытых. Если в машине, кроме водителя, есть пассажир, оба должны быть в масках. Без маски можно только заниматься спортом. Недавно разрешили не носить их людям с конкретными заболеваниями. Их не оштрафуют, если с собой будет подтверждающая проблему со здоровьем справка от врача.
Продолжает действовать ограничение на массовые собрания и мероприятия. Улицы Еревана патрулируются полицейскими, и в социальных сетях то и дело можно увидеть видео, как нарушителей подвергают приводу.
Власти недовольны тем, как граждане соблюдают меры безопасности, и полагают, что основная причина распространения вируса связана с этим. По словам премьер-министра, ежедневно за отсутствие масок штрафуются три тысячи человек.
«Наша цель не состоит в том, чтобы кого-либо оштрафовать. Наоборот, говоря о штрафах, мы хотим подтолкнуть граждан к ношению масок, тем более что их эффективность – уже доказанный на международном уровне факт», — сказал Никол Пашинян.
Кого обвиняют жители?
Хотя в Армении коронавирус продолжает распространяться, а число тех, чью жизнь не удалось спасти, уже приближается к тысяче, люди не обвиняют в этом власти.
Опрос JAMnews на улицах Еревана показал, что основной причиной распространения вируса они считают нежелание части жителей страны соблюдать меры безопасности.
Вот что говорили люди:
«Правительство нормально борется с вирусом. Мы должны быть рядом и помогать в этом деле, нельзя только критиковать. А вот поведение людей я оцениваю плохо. Потому что если мы все будем следовать установленным нормам, ситуация улучшится».
«Я думаю, что если бы штрафы были выше, больше людей носили бы маски».
«Правительство что может, то и делает. Остальное от нас зависит. Народ должен помочь правительству, а сейчас все жалуются».
То, что жители Армении не видят вины правительства в этой ситуации, подтверждают и результаты социологических опросов. Согласно исследованию, проведенному GALLUP International в июне, когда ежедневно в стране стали фиксировать по 500 и больше зараженных, деятельность правительства одобряют 67,9 процента жителей страны. Личный рейтинг премьера Никола Пашиняна достигает 85 процентов.
JAM News