Несмотря на то, что попытка властей изменить положения в области информационных технологий было критически встречена обществом, критика не заставили их отказаться от законопроекта, согласно которому будет установлен строгий контроль над интернет-пространством в Молдове.
Татьяна Пую, адвокат, эксперт медиа
Этот проект, безоговорочно, будет обсуждаться с привлечением всех участников, с осуществлением обязательной экспертизы коррумпированности, но и с точки зрения соблюдения прав человека, чтобы установить потенциальные факторы уязвимости. Некоторые опасные моменты этого проекта можно заметить без каких-либо усилий, но для того, чтобы установить реальны ли они, или «вымышленные», их необходимо будет проанализировать, подробно обсудить в более широком кругу экспертов. Важно сравнить и международные практики, применяемые в других странах, особенно там, где правительства – демократические.
Виталие Кэлугэряну, журналист, DW
В условиях Республики Молдова, подобные вторжения в личную жизнь могут поставить в опасность чью-то жизнь, бизнес… Кто-то, благодаря своей должности, может воспользоваться доступом к этим личным данным, чтобы шантажировать и повлиять на государственных служащих с тем, чтобы подчинить их себе. Я имею в виду организованные преступные группировки (ОПГ). Я бы посоветовал тем, кто старается всучить нам эти поправки, прочесть аргументы, выдвинутые Арбитражным судом Европейского союза, о признании недействительными директивы 2006/24/CE, который налагал обязанность государств собирать данные о телефонных и электронных коммуникаций граждан на шестимесячный срок. И пусть они попробуют представить себе, какие будут последствия принятия этих поправок в условиях, когда государственная власть в Республике Молдова сросшаяся с ОПГ.
Анатол Петренку, кандидат исторических наук, преподаватель
Независимо от политической сущности, руководство Республики Молдова должно соблюдать европейские стандарты, касающиеся информационной деятельности. Ограничения рискованны, они могут привезти к нарушениям прав человека. Мы, граждане Республики Молдова, дожили до того, что никому не доверяем. Даже в случае, когда власти пытаются мотивировать эти ограничения моральными суждениями или борьбой с преступностью, мы им не верим. У нас нет гарантий, что новые возможности, представленные силовым структурам, не будут использоваться против политических оппонентов. Они уже, в некоторых случаях, задействованы на практике. Кроме того, нынешнее законодательство позволяет Прокуратуре, Министерству внутренних дел использовать специальные средства слежения за преступниками. Почему этим учреждениям должны предоставлять еще больше прав?
Петру Маковей, директор АНП
При нынешнем положении дел в Республике Молдова эти намерения носят риск злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Мы были свидетелями многих случаев, когда люди, нежелательные для власти, запугивались, и были нарушены их права, хотя законодательство подобное запрещает. Таким образом, никто не может гарантировать, что новые положения будут использованы лишь в борьбе с киберпреступностью и педофилами, а не для того, что заставить молчать некоторые личности, или учреждения СМИ. До тех пор, пока существуют эти потенциальные риски, нельзя принимать эти положения, даже если они красиво упакованы аргументами защиты детей и так далее. Было бы хорошо, если бы сначала эти положения были бы отосланы для экспертизы европейским организациям по правам человека, и лишь после этого рассмотрены а Парламенте.