Интервью с заведующим Кафедрой урологии и хирургической нефрологии Государственного университета медицины и фармации им. Николая Тестемицану, доктором хабилитат медицинских наук по специальностям урология, трансплантология и искусственные органы, профессором Адрианом Тэнасе
— Господин Тэнасе, было время, когда граждане Республики Молдова массово уезжали за границу, где за деньги продавали свои органы для трансплантации. Какие последствия имеет это явление в нынешней ситуации?
— Да, 10—15 лет назад Республику Молдова сильно критиковали за то, что ее граждане продавали свои органы за границей. И эти «сделки» делались тайно, не через наше агентство. Некоторые из этих людей остались с одной почкой. Мы не знаем их, потому что они, как правило, не обращались к нам. Был один пациент, которого мы знали, поскольку после продажи почки нуждался в диализе, но умер примерно через 3 года после операции. В остальном, мы не знаем тех людей. Это явление давно исчезло в Республике Молдова. На самом деле, следует подчеркнуть, что оно не имело место в Молдове, а за рубежом.
Биографические данные
1976 – Медицинский институт, Факультет общей медицины
1977 – Интернатура по специальности хирургия-урология, Республиканская клиническая больница
Член Европейской ассоциации диализа и трансплантации почек, Европейского общества урологии, Международного общества нефрологии; Почетный член румынской Ассоциации урологии и Румынского общества нефрологии; Президент Общества урологии и нефрологии Молдовы; Доктор Honoris Causa Международной академии информатизации
Опубликовал 320 научных работ, в том числе 2 монографии. Обладатель 6 патентов на изобретение, 12 патентов на инновации
Награжден Почетным дипломом Академии наук Республики Молдова (2000), Орденом Gloria Muncii (1997), Диплом Правительства Республики Молдова (2005), Орденом почета (2010), Дипломом Правительства Республики Молдова (2014)
— Когда и почему нужна трансплантация?
— Пересадка производится тогда, когда нужно заменить орган, который утратил свои функции, на здоровый орган. Пересадка бывает нескольких видов: органов, тканей и клеток человека, как называется и соответствующий закон в Республике Молдова – Закон о трансплантации органов, тканей и клеток человеческого происхождения. Если говорить о трансплантации органов, это значит пересадка чужого органа пациенту, у которого данный орган хронически поражен и полностью потерял функцию. Трансплантация почек, например, осуществляется тогда, когда обе почки у человека больны в течение многих лет и, как говорят в народе, высыхают, или повреждены и не могут выполнять жизненно важные функции. Если пациенту не делать диализ или гемодиализ, т.е. процедуру очистки крови два-три раза в неделю, или, если ему не сделать пересадку почки, он умирает.
— Трудно ли в Республике Молдова сделать трансплантацию?
— В Республике Молдова действует Закон о трансплантации органов. У нас есть и Агентство по трансплантации, и все лица, которые нуждаются в трансплантации, например почки, должны быть включены в список ожидания.
— Какие шаги предпринимают эти пациенты, чтобы попасть в этот список?
— Эти пациенты отобраны в отделениях гемодиализа. Они подают заявление, если не имеют противопоказаний, потому что не все пациенты могут идти на операцию, многие из них имеют осложнения, ассоциированные заболевания, которые не допускают хирургического вмешательства. На пациента, которому показана операция, заводят карточку, и его включают в список очередников на пересадку. Когда появляется совместимая почка от умершего донора, например, пациенту сообщают об этом. Операция делается в срочном порядке, в течение первых 24 часов. Второй способ пересадки от живого донора, когда пациент сам находит такого донора.
— Кто может быть этим донором?
— Лица первой степени родства: мама, папа, брат, сестра, а также более отдаленные родственники или друзья, которые готовы пожертвовать своим органом. В Республике Молдова нет понятия приобретения органов, или платы за них, это запрещено законом, как и во всей Европе, где есть аналогичные законы. Право на получение почки от живого донора принимает Независимая комиссия по выдаче заключений при Минздраве, в которую входят официальные лица. Для того чтобы увидеть, кто входит в Комиссию, вы можете получить доступ в Агентство по трансплантации. Мы, врачи: хирурги, урологи, делаем эту операцию от живого донора только после получения разрешения от Министерства здравоохранения. Мы сами не имеем права принимать такое решение.
— Сколько длится эта процедура?
— Не долго. После подачи документов процедура получения разрешения длится несколько дней, неделю или чуть больше. Труднее, когда речь идет об обследовании пациента, так как эти пациенты, как правило, приезжают из региональных отделений диализа: из Бельц, Кагула, Комрата, и из других местностей. Для обследования они должны приехать в Кишинев. После обследования, если все хорошо, делаются тесты на совместимость. Это специальные иммунологические анализы.
— Как часто делаются у нас пересадки?
— Четыре года тому назад мы возобновили операции по пересадке органов после того, как было создано Агентство по трансплантации и постепенно начало расти число таких вмешательств. Приведу пример: в течение последних двух лет, было проведено 10 операций по пересадке почек. В этом году, в течение 2-х с половиной месяцев, мы провели уже 10 операций, как с почками от живых доноров, так и от умерших. Самая большая проблема – это нехватка органов. Кстати, во всем мире, не только у нас, существует нехватка органов для трансплантации. Органы у умерших доноров берутся в отделениях интенсивной терапии и реанимации только с разрешения и согласия родственников, в соответствии с действующим законодательством. Для этого общественность должна знать эти вещи, люди должны знать, почему надо соглашаться на изъятие органов у умершего пациента: для спасения других жизней. Если семья и общество не знают этих вещей, то отказываются. Процент отказов сегодня все еще очень высок.
— Каковы шансы пациентов с тяжелым финансовым положением получить подобное дорогостоящее лечение?
— Финансовое состояние пациента не имеет ничего общего с операцией по пересадке органов, никто из пациентов не платит за операцию. Мы принимаем только тех пациентов, которые имеют медицинский полюс, Национальная компания медицинского страхования и Министерство здравоохранения берут на себя все расходы. Проблема в другом: пациент должен иметь такое финансовое положение, которое позволило бы ему приезжать в Кишинев для обследования, потому что он должен постоянно проходить проверку, иногда каждую неделю, и представьте себе, что после операции он регулярно должен приезжать за свой счет.
— Что предполагает послеоперационное лечение?
— После пересадки все пациенты получают постоянное, всю оставшуюся жизнь, особое лечение, получают так называемые иммуносупрессивные препараты, которых обеспечивает государство. Лекарства очень дорогие и входят в пожизненное обязательное страхование. Помимо этого постоянного лечения, пациенты нуждаются в консультациях врачей-специалистов нашего центра для контроля концентрации препаратов в крови. Это очень сложный процесс, потому что ни один пациент после операции не может прервать лечение, так как в любой момент тело может отторгнуть новый орган. Нет в мире идеально совместимых органов, даже между братьями, сестрами и даже между близнецами. Природа создала человека так, что у него собственный белок, его код, которые не подходит другому человеку. Вот почему для предотвращения этой реакции назначаем очень сильные лекарства – иммунодепрессанты, чтобы предотвратить иммунологическую реакцию организма.
— В среднем, сколько живет пациент после пересадки?
— Пациенты разные. Мы имели в предыдущие периоды (в Республике Молдова пересадку почек начали делать в 1982 году) пациентов, которые прожили и 20, и 24 года после пересадки. Недавно, 4 года назад мы возобновили операции по трансплантации, и я могу сказать, что выживаемость достаточно высокая и достигает 85-90%.
— Что делает государство для решения проблем в этой области?
— Есть 5-летняя программа в области трансплантации, в которой предусмотрены и финансовые средства, которые увеличиваются каждый год. В этом году, возможно, бюджет поднимется до 60 млн. леев, потому что речь идет о трансплантации печени, почек, роговицы, тканей, клеток. Есть очень много мероприятий в этой области, и недавно закончилась двухлетняя европейская тюнинговая программа, и были выделены большие фонды.
Интервью брала Алёна ЧУРКЭ