На прошлой неделе в Республике Молдова было зарегистрировано самое большое количество новых случаев заражения и смертей от коронавирусной инфекции с начала эпидемического кризиса. Платформа WorldoMeters ставит нас на четвертое место в Восточной Европе по числу заболевших и смертям на миллион населения. Число больных превысило 10.000 (из которых 20% медицинский персонал), а число умерших – 400. В то время как премьер-министр Кику бьет тревогу, поскольку мест в больницах осталось еще на 5 дней, а ответственные лица в области здравоохранения не исключают возобновления чрезвычайного положения, президент Игорь Додон настаивает на том, что ситуация находится под контролем.
Александра Кан, Ассоциация патронатов APIUS
Это очень серьезно, если с понедельника в некоторых больницах больше нет мест для госпитализации, а число заражённых и смертей постоянно растет. Больше, чем в период карантина. Что мы должны извлечь из этого? Что что-то не так. Да, COVID настиг нас неподготовленными, но в то же время были привезены оборудование, лекарства, тесты. Что-то пошло не так. Слишком много политического популизма было сделано за счет пандемии. Если г-н Кику и Додон относятся к одной и той же ситуации по-разному, это означает, что они плохо общаются. Некоторые ограничения в самом деле нужно было снять, да, но людей нужно было подготовить. Просто говорить оставайтесь дома ничего не решает. Люди должны кушать. И люди ошибаются: они не защищают себя, не воспринимают опасность всерьез. Ограничения должны быть законом.
Алла Немеренко, экс-министр здравоохранения
На мой взгляд, власти с треском потерпели неудачу в управлении пандемией, и это было ясно с самого начала, потому что все, что они сделали, за небольшими исключениями, было сделано плохо. Решение одно – мобилизоваться и сделать все быстро, как по учебнику, все, что нужно делать и что рекомендуется проводить в борьбе с инфекционными заболеваниями. Разница в том, что у них уже нет ограничений периода чрезвычайной ситуации, и будет сложнее. Но с большей дисциплиной, в более военном стиле, это можно сделать. И политики, премьер-министр и министр здравоохранения, должны сделать шаг назад и пустить вперед эпидемиологов.
Людмила Попович, RCTV «Memoria»
Ситуация более чем серьезная, по нескольким причинам: 1) количество случаев показывает только пик айсберга. Реальность жестче, и она может ударить больше в ближайшие месяцы. Тот факт, что, в отличие от Италии, Англии или других стран, в Молдове зарегистрировано несколько случаев среди молодых людей, в том числе детей, говорит об интенсивной циркуляции вируса. 2) Есть попытки повысить ответственность населения, но в то же время происходит нарушение элементарных правил самим главой государства Игорем Додоном. 3) Молдова сталкивается с чрезмерной политизацией кризиса и отрицанием на общественном уровне вируса и последствий заражения. 4) Медицинская система перегружена, больницы плохо оборудованы и работают на полную мощность, с психоэмоциональным и профессиональным горением, с высоким риском заражения. Мы можем ожидать полного краха, потому что возможности, физические ресурсы и силы врачей на исходе. В Молдове мы почти ежедневно теряем медицинских работников. Необходимо создать кризисную ячейку, состоящую из специалистов в области эпидемиологии, инфекционных заболеваний, реанимации и т.д., иначе ситуация может выйти из-под контроля.
Дионис Ченушэ, политолог
Нам, вероятно, нужно иметь более 10.000 случаев заражения и 500 смертей, чтобы политический класс проснулся. Я устал говорить о том, что нет места для политики, должно быть только желание остановить эпидемический кризис и разработать «государственный пакт», сосредоточенный на социальных и экономических интересах всего населения. Я начинаю сомневаться, что политические партии и их сторонники осознают тяжелое положение, в котором погружается страна. Если такая инициатива не исходит от политического класса, то эта роль принадлежит гражданскому обществу. Это нужно было сделать еще до введения чрезвычайного положения. Тем более, это нужно сделать сейчас. Должен быть хотя бы инстинкт выживания, если не политическое сознание, чтобы все политические силы взяли на себя ответственную роль для преодоления текущих проблем.