Год назад, 8 июня 2019 года, на последней стометровке до истечения срока, когда могло быть сформировано другое парламентское большинство, ПСРМ и Блок «ACUM подписали временное соглашение, назначили Зинаиду Гречаную председателем законодательного органа и основали Кабинет министров во главе с Майей Санду. Заседание парламента проходило при отключенном электричестве.
Суббота, 8 июня 2019 года, началась с утреннего пресс-релиза от Конституционного суда (КC), в котором было объявлено, что срок формирования нового правительства, якобы, истек 7 июня, а не 9 июня.
Несмотря на объявление КС, ПСРМ и Блок «ACUM» заявили, что КС узурпировал власть в государстве, и объявили о создании «временного» парламентского большинства, чтобы «деолигархизировать» и «вывести государство из плена». Вскоре после этого Додон объявил, что не будет распускать парламент, и Законодательный орган назначил заседание на 12.30.
Демократы продолжали утверждать, что парламент будет работать незаконно после 7 июня, даже если институт не будет распущен.
Таким образом, коалиция ПСРМ-Блок «ACUM» избрала спикером председателя ПСРМ Зинаиду Гречаную. Впоследствии, посоветовавшись с парламентскими фракциями ПСРМ и Блоком «ACUM», Игорь Додон выдвинул кандидатуру Майи Санду на пост премьер-министра, и ее кандидатура была единогласно утверждена.
Новый Кабинет министров во главе с председателем ПДС принял присягу сразу после окончания заседания парламента.
Между тем, КС, уведомленный демократами, оперативно вынес новое решение, объявив, что глава государства обязан уведомить КС, чтобы выяснить обстоятельства роспуска парламента.
В двух других последовательных решениях, принятых в рекордно короткие сроки после заявлений от демократов, КС объявил неконституционным решение Парламента об избрании Зинаиды Гречаной спикером и указ президента Додона, которым Санду была назначена премьер-министром. КС высказался, хотя не имел в своем распоряжении решения парламента или указа главы государства.
«Любое действие и / или законодательный акт, который направлен на осуществление деятельности Парламента после возникновения обстоятельств принудительного роспуска, представляет собой серьезное нарушение конституционных положений и является недействительным abinitio», – постановил Суд.
Деятельность парламента продолжилась принятием 61 голосом декларации о признании захваченного характера Республики Молдова и «Декларации об осуждении попытки узурпировать государственную власть в пользу ДПМ со стороны КС». На том же заседании депутаты наделили главу государства полномочиями назначать главу Службы государственной охраны и безопасности, а также уволили директора СИБа Владимира Ботнаря и главу НЦБК Богдана Зумбряну.
На фоне событий в парламенте лидер ДПМ Владимир Плахотнюк назвал действия большинства ПСРМ-«ACUM» «попыткой государственного переворота» и заявил, что президент Додон, якобы, утратил свою легитимность, требуя его отставки.
Вице-президент ДПМ Андриан Канду заявил, что до 7 июня Додон вел переговоры с Владимиром Плахотнюком о формировании коалиции ДПМ-ПСРМ, но эта сделка не состоялась, потому что на последней стометровке глава государства, якобы, представил список условий, продиктованных Москвой, которые предусматривали, в том числе, федерализацию Республики Молдова. В качестве аргумента демократы вскоре опубликовали отрывки из видео переговоров между Додоном и Плахотнюком.
Между тем, перед правительством, министерствами и другими государственными учреждениями были установлены палатки под предлогом «защиты» государства. Сторонники ДПМ также были замечены среди протестующих.
Суббота закончилась призывом к спокойствию и преодолению «политического тупика» со стороны ЕС и посольства США в Кишиневе.
12 ноября 2019 года правительство Санду было распущено голосами 63 депутатов-социалистов и демократов после того, как оно приняло на себя ответственность за внесение поправок в Закон о прокуратуре. Всего за два дня социалисты и демократы инвестировали «технократическое» правительство во главе с Ионом Кику. Официально ПСРМ и ДПМ подписали коалиционное соглашение 16 марта 2020 года.
Николетта БРАГИШ
Pingback: Додон считает своей заслугой смещение правительства демократов, а оппозиция говорит, что «после побега Плахотнюка ничего не изменилось» | Ziarul de Gardă RUS