Материал Мейдан ТВ
В период карантина в Азербайджане, как и во всем мире, наблюдается рост случаев бытового насилия . Изоляция, а также ограниченные возможности оказания помощи жертвам, еще больше усугубляют их положение.
Самоизоляция – идеальное прикрытие для насильника
Уже с первых недель карантина, введенного в рамках борьбы с COVID-19, наблюдался троекратный рост домашнего насилия в странах Евросоюза и не только. Хотя официальная статистика о росте бытового насилия в условиях изоляции в Азербайджане пока еще отсутствует, рост числа поступающих в приюты обращений свидетельствует об ухудшении ситуации.
Изоляция с агрессором и ее последствия
«Даже сейчас, когда слышу громкий мужской голос, начинаю дрожать, этот страх все еще сидит во мне», – говорит Гюльназ (имя условное). Она одна из девяти женщин, которым пришлось искать убежища в Приюте для женщин и детей в мае. Мать двоих несовершеннолетних детей Гюльназ говорит, что муж и раньше регулярно избивал ее, но ситуация в период изоляции стала невыносимой, и не только для нее.
«До карантина он не проводил много времени дома, приходил ночью, и насилия было не так много. С началом карантина он перестал выходить на улицу. Стал еще более нервным, – рассказывает Гюльназ. – И мы с детьми тоже стали нервными, находились в постоянном страхе. Мы старались все делать правильно, чтобы у него к нам никаких замечаний не возникало. Но это было бесполезно, он находил повод, чтобы в очередной раз поднять руку».
Чуть ли не с первых дней распространения коронавируса ООН и Всемирная организация здравоохранения заявляли, что карантинный режим приведет к росту домашнего насилия во всех странах мира. По данным ВОЗ, поступившие в службы поддержки женщин жалобы на насилие в отношении женщин со стороны их мужей или партнеров увеличились на 60% по сравнению с апрелем прошлого года. Количество обращений на горячие линии увеличилось в целом в пять раз.
По словам представителя ВОЗ Ханса Клюге, потеря рабочих мест, рост потребления алкоголя, а также беспокоящие многих стресс, страх и тревога могут привести к долгосрочным тяжелым последствиям.
С начала периода карантина в Бакинский приют для женщин и детей обратились 14 женщин, и большинство из них поступили сюда в мае.
«Несмотря на то, что уже с первых дней карантина из других стран поступали сообщения о росте бытового насилия, в этот период в Азербайджане, в отличие от остального мира, было мало информации, – говорит глава Приюта для женщин и детей Мехрибан Зейналова. – Возможно, инциденты происходили, были факты насилия, но изоляция несколько ограничила возможность распространения информации».
Идеальное прикрытие для насильника
«Бывают большие цепи, которыми ворота закрывают. Вот на эту цепь он сажал меня во дворе, как собаку, – рассказывает Гюльназ об ужасах, с которыми ей пришлось столкнуться в изоляции. – Он раздевал меня догола, завязывал руки и ноги, укладывал на пол, как только я поднимала голову, наносил мне удары по голове шваброй».
Азербайджан – одна из стран, в которой был введен особый карантинный режим в связи с COVID-19. До 18 мая на улицу можно было выходить только на три часа с разрешения полиции. Междугороднее сообщение по-прежнему под запретом. Привезти жертв бытового насилия в приют стало возможным только при содействии полиции.
«Дороги были закрыты, привозить из районов было сложно, надо было просить разрешение. В этом деле нам оперативно помогло МВД», – рассказывает Мехрибан Зейналова.
Проблема домашнего насилие в Азербайджане остро стояла и до карантинного режима. Только в 2019 году от рук членов семьи пострадали 184 женщины, 54 из них скончались. И это только официальные данные.
«Агрессоры обычно стараются изолировать своих жертв, чтобы им было легче осуществлять насилие. Например, они ограничивают их встречи с друзьями и членами семьи, не позволяют им работать. То есть лишают их поддержки. И в этом смысле карантин стал идеальным прикрытием для насильников, – считает координатор феминистского движения в Азербайджане Гюльнара Мехтиева. – Ведь в этом случае следы побоев никто не видит, и скорее всего никто не узнает о совершении насилия. И это делает насильника более уверенным в своей безнаказанности, а жертву – более беспомощной».
Психолог Джамиля Рахимли отмечает, что изоляция оказывает серьёзное негативное влияние на психологическое состояние семей, в целом.
«Если обычно у людей есть шансы меньше видеться, уделять себе больше времени, расставить границы, в карантине такого шанса практически нет. А если вы дольше проводите время вместе, соответственно, и проблем больше. Давнее недовольство чем-либо, невысказанные вовремя обиды в период изоляции также могут привести к физическому насилию», – говорит психолог.
Рекомендации жертвам бытового насилия
В интервью молдавскому изданию ZDG адвокат Арина Цуркан в целях повышения уровня безопасности и защиты в период самоизоляции рекомендует жертвам всегда иметь при себе телефон для использования в экстренных случаях. Также жертвам рекомендуется поддерживать общение с друзьями и соседями, которым они доверяют. Вместе с ними нужно придумать план на случай кризисных ситуаций, чтобы они знали, когда нужно поспешить на помощь и что делать. Например, вместе они могут установить сигнал, который предупредит их, что жертва нуждается в помощи, чтобы они позвонили в полицию или постучали в дверь.
Неправительственная организация La Strada в Молдове рекомендует в вынужденной изоляции проявлять бдительность всем, уделять больше внимания соседям, родственникам и близким друзьям. «Это именно тот случай, когда подслушивание звуков за стеной или забором соседей не является признаком плохого воспитания, но может спасти здоровье или жизнь».
В интервью Hromadskeпсихолог-психотерапевт Владимир Станчишин объясняет: у женщин, которые регулярно страдают от домашнего насилия, есть синдром приобретенной беспомощности – они не верят, что кто-то поможет. Поэтому важно, чтобы окружающие, которые знают о насилии, убеждали пострадавшую, что терпеть нельзя. И прежде всего следует обращаться в полицию.
Женские и детские приюты существуют только в трёх крупных городах Азербайджана – Баку, Гяндже и Сумгаите. Созданы они были общественными организациями. Хотя Бакинский приют для женщин и детей рассчитан всего на 30 человек, сейчас, в период карантина здесь живут 23 женщины и 22 ребенка.
В стране нет горячих линий и телефонов доверия для пострадавших от домашнего насилия. Мехрибан Зейналова считает, что государству следует создать специальные консультационные центры в различных регионах страны и в них должна оказываться юридическая, психологическая и социальная помощь жертвам домашнего насилия.
При поддержке «Медиасети»