У Национального банка новый президент – Серджиу Чокля. Отставка бывшего президента Дорина Дрэгуцану была принята без объяснений по поводу украденного миллиарда, так же, как не дал объяснений по этому поводу и генеральный прокурор Корнелиу Гурин. Между тем, Филат остается под арестом, Шор, главный подозреваемый в «ограблении века», находится на свободе, а второй Отчет Кролл задерживается на 7 недель. Единственные, кто «звонят в колокола», это наши партнеры по развитию.
Владимир Рожков, пенсионер
Если власть молчит, значит, либо украла, либо поделила украденное с ворами. Мы в Оргееве то ли в шутку, то ли всерьез, начали говорить о «синдроме Шора». Он вор, но потому, что отремонтировал несколько дорог и организовал несколько концертов, многие хотят видеть его пожизненным примаром, хотя его место в тюрьме. И он будет сидеть в тюрьме, так же, как и лидеры олигархического режима, которые пытаются, как и Шор, купить нас, подкупая тарифами и пенсиями. Я не думаю, что Чокля, вместо Дрэгуцану, или кто-то другой, вместо Гурина, сможет что-то изменить. Мафиозная и коррумпированная система развратит их, даже если они не коррумпированы…
Нионела Попович, педагог
Я не знаю, если кого-то еще заботит этот миллиард. То, что у нас новый президент НБМ, еще не дает повода для оптимизма. Так же как и с Кролл. Был и первый Отчет Кролл, и что изменилось? Ситуацию должны держать под строгим контролем и общество, и внешние финансирующие структуры. Шор – это главный подозреваемый. И если подозреваемый остается на свободе, то кто вернет миллиард? У меня такое впечатление, что тема немного «выдохлась». Больше не говорят об этом миллиарде на протестах, не очень много написано в прессе. Но этого не нужно забывать. Миллиард на 3 миллиона населения – это не шутка.
Борис Нани, предприниматель
Украденный миллиард можно вернуть только под давлением. С одной стороны, под давлением улицы (потому что законы в государстве не работают), а с другой – западных партнеров, от которых зависит финансирование Республики Молдова. Смена президента НБМ не решит проблему. Они хотят показать европейцам, что делают реформы, чтобы получить деньги. Властей нужно поставить перед фактом: либо начнут внедрять реформы и наведут порядок в банковской системе, вернут миллиард и посадят виновных, либо они погибнут от собственной руки.
Анна Артин, бухгалтер
Я не знаю, о чем думают власти, поскольку украденный миллиард это и преступление, и грех. И это на их совести, независимо от того, кто вор, или их пособник: Филат? Шор? Плахотнюк? Дрэгуцану? Гурин? Кетрару? Когда арестовали Филата, Гурин угрожал, что процесс пошел, и последуют и другие аресты. И что? Кетрару заявлял год назад, что знает, где миллиард, но без результата. Гурин ушел «чистым». Дрэгуцану – также, а Шор, вместо тюрьмы, сидит в примэрии в Оргееве. Новая коалиция, под Плахотнюком, ничего не сделала, чтобы изменить положение вещей. Люди живут в бедности, а они продолжают воровать.
Петру Лука, преподаватель истории, пенсионер
Пока хунта будет у власти, не видать нам миллиарда обратно. Добровольно никто его не вернет. Арест Филата ничего не решит. Вы видите, как изменились обвинения? Когда его арестовали, сказали, что это из-за кражи миллиарда, чтобы потом обвинить в получении взятки от Шора. С Шором тоже не все ясно. Сначала его арестовала за кражу миллиарда, потом поместили под домашний арест, а потом сразу в кандидаты на примары в Оргееве. Это проклятие. Это рука Плахотнюка. Если мы не свергнем эту хунту, то ничего не изменим в Молдове. Мы должны победить в президентских выборах, организовать досрочные парламентские выборы и очистить все целиком.