Азербайджан: карантин как оружие

Власти выполнили угрозу и развернули полноценную кампанию по разжиганию ненависти против оппозиции

Азербайджанские правозащитники бьют тревогу: их худшие опасения подтверждаются, власти действительно пользуются режимом карантина, чтобы избавиться от оппонентов. По заявлению Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР), в Азербайджане стало еще больше попыток ограничить свободу выражения.

“Это проявляется в виде сфабрикованных уголовных и административных дел против правозащитников, журналистов и активистов, угроз правоохранителей представителям СМИ с целью ограничения распространения критики”, – сказано в заявлении, которое цитирует “Кавказский узел”.

ИСБР связывает происходящее с угрозами, который ранее озвучил президент Азербайджана: тот назвал оппозиционеров, не желающих идти на диалог с властями, “пятой колонной”, “предателями” и “провокаторами” и пригрозил, что введет чрезвычайное положение, чтобы изолировать оппозицию от общества.

“Посмотрите на их выступления в социальных сетях,  – сказал Алиев в марте, – они полны ненависти, провокаций. Они словно хотят, чтобы произошли беспорядки. Хотят, чтобы была неразбериха. Хотят, чтобы была паника. И после этого они говорят, что живут заботами азербайджанского народа. Они — враги, и мы должны открыто сказать это”.

Правозащитники рассказывают, что после этого заявления в Азербайджане развернулась настоящая кампания по разжиганию ненависти против неугодных. 

“Вслед за президентом угрозы и оскорбления в адрес критиков власти высказали члены парламента. Они выразили полную поддержку агрессивно-враждебным выступлениям президента. Кампанию разжигания ненависти против инакомыслия продолжили и проправительственные СМИ, выступающие в виде рупора государственной пропаганды и дезинформации”, – сказал в интервью “Кавказскому узлу” исполнительный директор ИСБР Эмин Гусейнов.

“А адвокат не приехал из-за карантина”

ИСБР сообщает, что в полном соответствии с политическим заказом с конца марта в Азербайджане по сфабрикованным обвинениям арестовали сразу несколько критиков власти, например, оппозиционеров Тофига Ягублу и Ализамина Салаева, а также правозащитника и журналиста Эльчина Мамеда. При этом судебный процесс Салаева был рекордно коротким  – для того, чтобы провести подготовительное заседание, рассмотреть дело и вынести обвинительный приговор, судье понадобилось всего 45 минут. 

“А адвокат подсудимого не смог приехать на суд, из-за ограничений на передвижение между городами в связи с режимом карантина”, – говорит  глава ИСБР Эмин Гусейнов.

Один из лидеров оппозиции, председатель партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли, фактически оказался под домашним арестом – он и члены его семьи не смогли получить смс-разрешение на выход из дома, необходимое в условиях чрезвычайного положения. Затем стало известно, что оппозиционеру отключили связь, чтобы он не мог давать интервью СМИ.

Гусейнов говорит, что гонениям подвергаются и журналисты, которые приходили на интервью к опальному политику. Впрочем, страдают и те, кто не ходил к нему домой, а просто пытался делать свою работу на улицах Баку.  По обвинениям в нарушении карантина арестованы четверо фрилансеров –  Ибрагим Вазиров, Мирсахиб Рахилоглу, Натиг Исбатов и Исмаил Надирли.

По данным ИСБР, азербайджанские власти усилили преследование своих критиков и за границей: угрозы получают активисты, которые были вынуждены уехать в Европу и США.

“Эти угрозы вполне реальны с учетом печальных историй о незаконной экстрадиции из Турции журналиста Рауфа Миркадырова и бывшего депутата Гусейна Абдуллаева, блогера Эльвина Исаева – из Украины, а также похищения из Грузии журналиста Афгана Мухтарлы“, – считает Гусейнов.

Чего они боятся

Главная причина гонений на оппонентов – страх потерять власть. Эти опасения правящей верхушки могут оказаться совсем не беспочвенными, ведь введенные с карантином ограничения чреваты большими социально-экономическими проблемами для населения, которое и без локдауна с трудом сводило концы с концами.

“Ввод особого карантинного режима вызвал массовое закрытие рабочих мест. Поскольку большая часть населения имеет поденные заработки, это лишило людей дохода. Предоставляемые властями компенсации неадекватны потерям, тем более что охвачены не все слои населения, – объясняет Бахтияр Гаджиев, глава Института общественной политики”.

Многие люди уже оказались за чертой бедности, обвал цен на нефть в ближайшие месяцы тоже не предвещает азербайджанскому  правительству ничего хорошего.

“Не трудно прогнозировать ухудшение материального положения населения. Это неизбежно вызовет всплеск социального недовольства. Поэтому власти уже сейчас превентивно, как им кажется, нейтрализуют всех тех, кто может встать во главе этих протестов”, – сказал Гаджиев корреспонденту “Кавказского узла”.

По мнению эксперта, “власти идут не тем путем”. “Есть объективные законы экономики и общества. Административными и репрессивными мерами бороться с экономическим кризисом и социальным недовольством населения невозможно. Репрессии  могут только усилить гнев населения. Допустим, все те лидеры, которые могли бы встать во главе протестов, будут изолированы. В таком случае протесты могут обрести стихийный неуправляемый характер, и это ничего хорошего ни власти, ни стране не сулит. Поэтому вместо репрессий надо реализовывать меры по достижению гражданского согласия, освободить политзаключенных, привлечь гражданское общество к участию в принятии важных государственных решений, в том числе антикризисных мер”, – подчеркнул Гаджиев.

 Диана Петриашвили, Медиасеть   
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -