Генеральный прокурор с опытом работы по профессии, увеличенные зарплаты и новая прокуратура
25 февраля 2016 года, спустя почти три года обсуждений, 65 депутатов Парламента проголосовали за новый Закон о Прокуратуре, который предусматривает целый ряд изменений в деятельности этого учреждения. Генеральный прокурор должен назначаться Президентом, а не Парламентом, и срок его мандата составит 7 лет без права повторного назначения. В то же время, секторальные прокуратуры Кишинева, Военная и Транспортная прокуратуры будут ликвидированы. Прокуроры будут специализированными, у них больше не будет воинских званий, униформы будут заменены на мантии, а зарплаты будут увеличены почти до уровня магистратских. С 1 августа 2016 года будет создана Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам.
В первом чтении Закон о Прокуратуре был принят в июне 2015 года голосами всего лишь 37 депутатов, представителей тогдашней Коалиции меньшинства ЛДПМ-ДП. Коммунисты, социалисты и либералы отсутствовали или не голосовали. Тем не менее, поскольку в зале присутствовали всего 67 народных избранников, 37 голосов было достаточно, чтобы составить большинство. Спустя полгода, хотя закон не претерпел больших изменений, как и ожидалось, его приняли (25 февраля) 65 депутатов, представляющих тот же законодательный орган. На этот раз «за» проголосовали народные избранники от ДП, ЛП, вернувшиеся в эшелон власти, дезертиры-коммунисты вместе с некоторыми депутатами от ПКРМ, а также ЛДПМ, официально находящаяся в оппозиции.
Прокуратура «по особым делам»
«Прокуратура независима от законодательной, исполнительной и судебной властей, какой-либо партии или социально-политической организации, а также других учреждений, организаций или лиц. Вмешательство в деятельность Прокуратуры запрещено», – говорится в одной из первых фраз нового Закона о Прокуратуре, который призван предложить новые перспективы для этого института, скомпрометированного и обвиняемого, особенно в последние годы, в политической аффилированности. С августа 2016 года, когда новый закон вступит в силу, в составе Генеральной прокуратуры будут только две специализированные прокуратуры, а Военная прокуратура, прокуратуры при Апелляционных палатах, Транспортная прокуратура и секторальные прокуратуры Кишинева будут ликвидированы (последние – с 1 января 2017 года). С 1 августа будет работать Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и по особым делам. Антикоррупционная прокуратура, существующая и сегодня, продолжит свою работу. «В случае необходимости, законом могут создаваться и иные специализированные прокуратуры», – говорится в новом Законе, который, таким образом, оставляет калитку для возможных изменений в будущем.
Специализированную прокуратуру будет возглавлять главный прокурор, приравненный к заместителю генерального прокурора, которому будет помогать заместитель или, в случае необходимости, два заместителя, приравненные к главному прокурору подразделения Генеральной прокуратуры. Антикоррупционная прокуратура будет специализироваться на борьбе с коррупционными преступлениями, деяниями, связанными с актами коррупции, и будут осуществлять полномочия по ведению уголовного преследования по делам, расследуемым Национальным антикоррупционным центром, и представлять обвинение в суде. Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам будет специализироваться на борьбе с организованной преступностью, терроризмом и пытками, осуществляя уголовное преследование по делам о пытках, террористических преступлениях и преступлениях, совершенных преступной организацией.
Один единственный начальник и снижение зарплаты за дисциплинарные нарушения
Новый Закон о Прокуратуре сокращает иерархию, существовавшую до сих пор, над любым прокурором в иерархии будет только один прокурор. В то же время, прокурор, стоящий по иерархии ниже, может запросить мотивацию указаний, полученных от вышестоящего прокурора. Другое интересное положение касается того, что указания вышестоящих прокуроров должны формулироваться только в письменной форме. Тем не менее, все прокуроры подчинены Генеральному прокурору. Как и прежде, прокурор не имеет права вести бизнес, а также работать в прямом подчинении супруга/супруги, лиц, с которыми его объединяют кровные узы или усыновление (родители, дети, сестры, братья, бабушки и дедушки, внуки, племянники, тети, дяди), или лиц, которые приходятся ему родственниками по закону (шурин, золовка, свекор, свекровь, тесть, теща, зять, невестка). Прокурор обязан по новому закону носить мантию на судебном заседании. Они заменят униформы и ранги, которые ранее носили все государственные обвинители.
Как и прежде, новый закон устанавливает, что уголовное преследование в отношении прокурора может быть возбуждено только с согласия Генерального прокурора, а уголовное преследование в отношении Генерального прокурора может быть начато только прокурором, назначенным Высшим советом прокуроров (ВСП). С августа за дисциплинарные нарушения для государственных обвинителей вводятся пять санкций: предупреждение, выговор, снижение зарплаты, понижение в должности и увольнение. Снижение заработной платы представляет уменьшение месячной зарплаты на 15-30% на период от 3-х месяцев до 1 года. Прокурор может быть привлечен к уголовной ответственности в течение одного года с момента совершения дисциплинарного проступка. Если нарушение связано с уголовно-процессуальной деятельностью, то срок, в течение которого прокурор может быть наказан, составляет 3 года. Новым Законом создается Инспекция прокуроров, подразделение Генеральной прокуратуры, в рамках которой будут работать инспекторы со статусом государственных служащих, имеющих особый статус. Инспекторы принимаются на работу на конкурсной основе, а кандидаты должны обладать 7-летним стажем по юридической специальности. Прокуроры не могут быть назначены инспекторами. Инспекция подчиняется Генеральному прокурору.
Без таких как Гурин и Зубко в должности Генерального прокурора
Новый Закон о Прокуратуре вносит изменения в процедуру утверждения Генерального прокурора. Новые положения практически исключают прецеденты Валерия Зубко и Корнелия Гурина, которые пришли на эти должности, никогда не работавших в Генеральной прокуратуре. Таким образом, на пост Генерального прокурора сможет выдвинуть кандидатуру лицо с опытом работы по юридической специальности не менее 10 лет, из которых, по крайней мере, пять лет в должности прокурора; обладающее управленческими навыками и на протяжении последних трех лет не занимавшееся деятельностью политического характера. Другим интересным критерием является то, что кандидат на эту должность в течение последних шести месяцев не должен был занимать пост члена Высшего совета прокуроров, поскольку кандидат выбирается на основе публичного конкурса, организованного самим ВСП. Желающие стать Генеральным прокурором проходят собеседование в ВСП. Члены Совета выставляют оценки, а из них формируется средний балл. Получивший наибольшее количество баллов предлагается для назначения Президенту Республики Молдова, а не Парламенту, как было до сих пор.
Глава государства, так же как в случае с судьями, единожды может отклонить кандидатуру, предложенную ВСП, если обнаруживаются неопровержимые доказательства несовместимости кандидата с соответствующей должностью. Однако отказ должен быть мотивирован, и в случае повторного предложения, сделанного 2/3 членов ВСП, Президент обязан подписать указ о назначении Генерального прокурора. Он назначается на срок 7 лет без права повторного назначения на эту должность. После истечения мандата Генеральный прокурор может выбрать пост, который будет занимать впоследствии, будучи назначен на него без проведения конкурса. Заместители Генерального прокурора назначаются им самим без проведения конкурса. Они могут быть назначены на эту должность повторно и другим Генеральным прокурором. Они также могут занять любую вакантную должность без проведения конкурса по истечении срока действия мандата. Еще один интересный аспект связан с кандидатом на пост главного прокурора АТО Гагаузия, который обязательно должен знать гагаузский язык.
Оклад прокуроров ГП: 90% от оклада судьи Высшей судебной палаты
В ВСП будет, как и сейчас, 12 членов. Только членами по должности отныне будут и главный прокурор АТО Гагаузия, наряду с Генеральным прокурором, министром юстиции и председателем Высшего совета магистратуры. Три члена ВСП будут выбираться из числа представителей гражданского общества, из которых один – Президентом, один – Парламентом, и один – Академией наук Молдовы. Члены ВСП на протяжении всего срока мандата, а также в течение шести месяцев после истечения срока его действия, не может выдвигать кандидатуру в рамках конкурса на занятие должности прокурора, в том числе Генерального прокурора.
У прокуроров будут консультанты, это новая должность, наряду с главными специалистами, специалистами-координаторами и специалистами. В то же время, заработная плата прокурора в Генеральной прокуратуре и в специализированных прокуратурах будет составлять 90% от оклада судьи Высшей судебной палаты, то есть около 20 тысяч леев. Зарплата других прокуроров составит 90% от заработной платы судей местных судов. Прокуроры на руководящих должностях получат надбавку, соответственно: 20% – за осуществление функций Генерального прокурора, 15% – за осуществления функций его заместителя, и 12% – за осуществление функций главного прокурора подразделения ГП.
Для того чтобы Закон о Прокуратуре вступил в силу с 1 августа 2016 года, существует также необходимость в большом количестве изменений законодательства, в том числе в изменении Конституции в части избрания Генерального прокурора Парламентом. «Принятие Закона является только началом. Теперь прокуроры должны показать, что действительно хотят эффективно выполнять принятые положения. Большая часть критических замечаний в адрес прокуратуры больше не сможет быть отнесена на счет законодательного органа, а лишь на счет прокуроров», – подчеркнул после принятия нового Закона Влад Грибинча, председатель Центра правовых ресурсов Молдовы, который был координатором группы экспертов и прокуроров, разработавших новый Закон о Прокуратуре.
Виктор МОШНЯГ