Александра Кябур, 66-летняя пенсионерка из Кишинева, достигла грани отчаяния. Она плачет навзрыд и говорит, что «готова выброситься с балкона» после того, как ее оштрафовали на 22.500 леев за нарушение режима изоляции по месту жительства, введенного властями. Женщина сможет заплатить штраф только в том случае, если в течение почти двух лет она будет ежемесячно собирать пенсию в размере 1300 леев, которую она получает.
Почти шесть лет спустя после смерти супруга, Александра Кябур живет одна в столичной квартире. Дети обосновались в Португалии, откуда она и вернулась 14 марта 2020 года. Как только она оказалась в стране, женщине сказали изолироваться по месту жительства в течение 14 дней, чтобы предотвратить распространение нового коронавируса.
«Да, я пока остаюсь дома, но я умираю от голода, мне нечего есть, у меня в доме ничего нет!»
Хотя у нее в доме не было продуктов питания, пенсионерка утверждает, что она смиренно послушалась рекомендаций властей. «У меня было немного рассола, я макала хлеб в рассол и ела», – плачет пенсионерка. Когда она рассказала полиции, что оставаясь дома «умирает от голода», они посоветовали ей обратиться к соседям.
«Я приехала домой, мне позвонил доктор и спросил, как я себя чувствую, есть ли у меня температура или другие симптомы. Я сказала ему, что у меня ничего нет, но я остаюсь дома, не выхожу. После этого мне позвонила молодая женщина из полиции и тоже спросила меня об этом. И я говорю: «Да, я остаюсь в доме, но, говорю, умираю от голода, мне нечего есть, у меня в доме ничего нет!» На что она говорит: «Потерпите еще немного, у вас нет соседей, никого нет?» Пришел сосед, живущий через дорогу, и я ему сказала, что мне купить по телефону, и он пришел и принес мне пакет», – рассказывает женщина.
30 марта, однако, в отношении Александры был начат процесс о правонарушении на основе ст. 76¹ Кодекса о правонарушениях. В документе говорится, что она «нарушила карантинный режим, выйдя в магазин» 24 марта 2020 года. Однако пенсионерка отрицает это и утверждает, что выходила из квартиры лишь однажды, когда выносила мусор на лестничную площадку. Женщина думает, что тогда один из соседей, с которым у нее ранее был конфликт, уведомил полицию.
«Я думала о самоубийстве, вот, сколько у меня осталось»
Александра Кябур получает пенсию в размере 1300 леев в месяц, и если в течение почти двух лет она будет ежемесячно собирать пенсию, которую получает, она едва ли сможет выплатить штраф в размере 22.500 леев, наложенный властями. Женщина плачет навзрыд и говорит, что достигла предела отчаяния. Он говорит, что даже дети не могут помочь, потому что у них даже нет денег, чтобы вернуться домой.
«Мне уже все равно, я не знаю, что делать. Я думала о самоубийстве, вот, сколько у меня осталось. У меня больше ничего нет. У меня нет другого выхода. У меня даже хлеба нет. У меня ничего нет. Я смотрю: то на один балкон, то на другой. Я думаю о том, как быстрее уйти из жизни. Я подготовлю себе одежду и обувь и уйду из жизни. А зачем жить зря», – говорит пенсионерка, плача навзрыд.
Заявление, поданное соседом – «чтобы не подвергала опасности жильцов»
Руслан Дерели, старший инспектор Инспектората полиции на Рышкановке, утверждает, что представители правоохранительных органов приняли меры в ответ на заявление, полученное от соседа Александры Кябур. Он сообщил властям, что «женщина нарушает карантинные правила».
Руслан Дерели, старший инспектор Инспектората полиции на Рышкановке: «Господин Олег Русу подал объяснение, и мы, в соответствии с действующим законодательством, зарегистрировали его заявление. И приняли меры. После 14 дней карантина я пришел к ней домой, чтобы заслушать ее и оформить протокол. Она категорически отказалась подписывать, беседовать и велела мне покинуть жилое помещение. Протокол был составлен и отправлен по почте. В этом случае, если вы находитесь в карантине в течение 14 дней, попросите ваших родственников оставить вам продукты у двери, не открывая дверь и не входя внутрь. Хорошо, что у нее не было симптомов в течение 14 дней, у нее ничего не было. Я очень рад. Но мы, как сотрудники полиции, что мы можем сделать в этом случае, если сосед отправил заявление. Я все прекрасно понимаю, но мы обязаны регистрировать все жалобы граждан. Если бы ст. 76¹ предусматривала предупреждение, тогда я бы всем делал предупреждения. Это не я вынес такое решение», – заявляет служитель закона.
Отвечая на вопросы «Ziarul de Gardă», Олег Русу, сосед Александры Кябур, признал, что поставил в известность правоохранительные органы. Однако он заявляет, что хотел, чтобы женщину предупредили не выходить из дома, чтобы не подвергать опасности жильцов.
«Я узнал, что она приехала из-за границы из Португалии. Я видел, как однажды она вышла на улицу, затем ее позвали, и она снова вышла на улицу с одним господином. После этого одна наша соседка вошла в ее квартиру, но ей нельзя. Полная безответственность. Я сообщил органам и попросил, чтобы ее предупредили не выходить из дома, соблюдать требования. Я также позвонил семейному врачу. Я написал заявление, я не просил привлекать ее к ответственности, я просил принять меры, сообщить ей, чтобы она не выходила из дома, не подвергала опасности жильцов», – рассказывает сосед пенсионерки.
*Стоит отметить, что домофон Александры отключен. Поэтому, когда мы хотели войти в подъезд, пенсионерка попросила нас позвонить соседям, чтобы они открыли нам дверь.
Наталья Молошаг, адвокат Александры Кябур, узнала о ситуации, в которой оказалась женщина, от волонтеров Генерального управления социальной помощи, и считает, что «это злоупотребление».
«Протокол о правонарушении, который был применен к госпоже Александре Кябур, является незаконным в связи с несколькими обстоятельствами. А именно: во-первых, по своему содержанию и форме он не соответствует положениям закона. Во-вторых, в отношении госпожи Александры было применено Распоряжение № 6 КЧС, которое было выпущено и вступило в силу 26 марта, и ей никак не может быть вменено игнорирование этого положения за действия, совершенные 24 марта. И в-третьих, статья 76¹ не содержит компонентов действий, которые описаны в этом протоколе в отношении г-жи Александры», – отметила она.
В то же время адвокат утверждает, что сроки по оспариванию штрафов, предусмотренных Комиссией по чрезвычайным ситуациям (КЧС), «являются неконституционными» и «ограничивают доступ лиц к правосудию». Она подчеркивает, что «КЧС установила эти принудительные меры, применяемые полицией, но не было предусмотрено никаких механизмов защиты в случае возможных злоупотреблений, которые могут произойти в этих ситуациях».
«Эти протоколы, согласно распоряжениям КЧС, оспариваются в течение 24 часов, но как пенсионерка, наказанная за выход во двор за хлебом штрафом в 22.500 леев, как она может оспорить этот протокол? Как получить доступ к адвокату или юридической консультации? Она соблюдала эти условия карантина, не выходила из дома, потому что она относится к возрастной группе риска. Но как человек может защитить себя в этой ситуации?» – спрашивает адвокат.
Наталья Молошаг считает, что для урегулирования юридических вопросов должна существовать хотя бы одна зеленая линия, и должна быть предусмотрена возможность оспаривать эти штрафы онлайн.
«В нормальной стране так не делается»
Во вторник, 7 апреля, другая семья – из села Косэуць, Сорокского района была оштрафована на 45 тыс. леев после того, как они вышли в город, чтобы оплатить налоги за принадлежащее им индивидуальное предприятие, а также счет за свет. Женщина сообщила на видео в Facebook-е о случившемся и выражает недовольство тем, что правоохранительные органы не смогли ей объяснить, как целесообразно поступать в таких ситуациях. «То есть, как, он – карабинер, он человек на службе, служитель закона, и он не знает законов, а я простой человек, который хочет выполнить свой долг перед нашей страной, я должна знать законы. Кто меня проинформировал? Абсолютно никто меня не проинформировал. В нормальной стране так не делается», – возмущается она.
«В селе мы не можем оплатить счет за свет в магазине, мы должны сделать перевод через банковский счет, который мы не можем сделать в селе. Мы поехали в город, чтобы посмотреть, как можно оплатить налоги, будучи учредителем, и свет, потому что нам сказали, что если мы не заплатим, свет отключат. Карантин – не карантин, а коммунальные платежи нужно вносить», – говорит женщина.
«Это политическая атака»
Примар Сынжерей Аркадий Ковалев, заместитель примара Андрей Куков, а также Лилия Цэбырнэ, работница примэрии, также были оштрафованы каждый на 22.500 леев после того, как они провели службу на улице 27 марта. По словам представителей правоохранительных органов, они нарушили распоряжение КЧС, которое запрещает собираться группами более трех лиц в общественных местах с 26 марта.
В видеоролике, размещенном на его странице в Facebook-е, примар утверждает, что не согласен с наложением штрафа. Он говорит, что, когда по его инициативе проводилась служба, он не знал о решении КЧС от 26 марта, которое запрещает встречи в группах более трех лиц. В то же время Аркадий Ковалев уточняет, что соблюл все меры, предусмотренные КЧС. Отвечая на вопросы «Ziarul de Gardă», примар города сообщил нам, что он и его коллеги будут оспаривать штрафы в судебной инстанции. Он считает, что происходящее с ними – «политическая атака».
«Мы договорились с двумя священниками об организации службы в пятницу, 27 марта, в 7:45. Я не был в курсе дел, я услышал вечером (26 марта, прим. ред.), что состоялось заседание КЧС, но на самом деле в последнее время у меня нет времени просматривать прессу, а перед прессой выступил г-н Кику, премьер-министр, и объявил, но я не посмотрел тем вечером пресс-релиз Кишиневской КЧС. Все постановления и решения из Кишинева поступают по электронной почте утром. Тогда утром я отправился для принятия духовно-моральной меры от въезда в город с двумя священниками, и я взял сотрудницу из примэрии, чтобы заснять, чтобы люди спокойно оставались дома и слушали. Через несколько минут к нам подошел и вице-примар. Мы все поехали на разных машинах. Госпожа Лилия стояла далеко от нас и снимала. Я стоял с иконой, а священники стояли далеко от меня. Даже если это решение КЧС вышло накануне, я не знал, но даже если оно вышло, мы абсолютно ничего не нарушили», – сообщает примар города Сынжерей в видео на своей странице в Facebook-е.
Штраф оспорен в судебной инстанции
Примар Сынжерей – не единственный человек, недовольный наложенным на него штрафом. На портале судебных инстанций мы находим заключение Апелляционной палаты Кишинева, в котором отклонен иск, поданный Илие Димитриу против КЧС об оспаривании штрафа, наложенного 24 марта, когда он планировал покинуть страну. В определении инстанции говорится, что мужчина вернулся в Молдову 21 марта, а 24 марта он планировал покинуть страну. Соответственно, он был оштрафован на 22.500 леев за нарушение режима самоизоляции по месту жительства.
«Появившись на контрольно-пропускном пункте в направлении выезда из Республики Молдова, нарушив режим самоизоляции по месту жительства, выразив намерение покинуть страну после въезда в Республику Молдова 21 марта», – написано в определении суда.
Когда «Ziarul de Gardă» связалась с ним, мужчина отказался говорить, однако отметил, что «он не согласен с штрафом и собирается оспорить судебное определение».
Предупрежден о том, что может быть оштрафован, если вновь выдаст справки
На прошлой неделе Ион Мырза, примар села София, Хынчештского района, населенного пункта, помещенного в карантин до 4 апреля, был предупрежден о том, что он может быть оштрафован на 22.500 леев, после выдачи справки жителю села, в которой он разрешает ему покинуть местность, чтобы пойти к врачу. После того, как работник одной из заправочных станций опубликовал в одной из социальных сетей момент, когда житель села заправляет свою машину, примар рискует получить штраф на основании ст. 76¹ Кодекса о правонарушениях за выдачу справок гражданам, проживающим в карантинной зоне. Отвечая на вопросы «Ziarul de Gardă», Ион Мырза уточнил, что после того, как он объяснил полицейским, что житель села страдает сахарным диабетом и нуждается в инсулине, они не применили штраф, но предупредили его больше не выдавать справки. Эту информацию также подтвердила Марианна Грама, секретарь МВД.
«Его не оштрафовали. Его предупредили, что если он продолжит так поступать и будет выдавать справки гражданам из зоны карантина, чтобы избежать других случаев распространения инфекции, его оштрафуют на 22.500 леев. Исключением была выдача справок для экономических агентов, которые должны работать на сельскохозяйственной технике», – заключила секретарь МВД.
Примар села София отметил, что в его населенном пункте ряд лиц был наказан за несоблюдение режима изоляции, но «заслуженно», говорит он.
«Доступ к правосудию гарантирован на территории Республики Молдова»
Фадей Нагачевский, министр юстиции и член КЧС, утверждает, что «доступ к правосудию гарантирован на территории Республики Молдова». Вместе с тем он утверждает, что Распоряжение КЧС № 4 от 24 марта 2020 года, предусматривающее срок оспаривания санкций в течение 24 часов с момента размещения на официальном сайте правительства, «был проверен национальными судебными инстанциями и сочтен абсолютно законным».
«Мы не ограничивали доступ к правосудию, мы только навели порядок и прямо урегулировали процедуру оспаривания санкций, которые применяются в период чрезвычайного положения и которые непосредственно связаны с чрезвычайным положением». У нас также есть пути обжалования, есть и сроки обжалования, все регулируется соответствующим образом, и гражданин имеет доступ к правосудию, это уже зависит от каждого, как он осуществляет свои права, предусмотренные действующим законодательством. У кого нет возможности нанять адвоката – есть юридическая помощь, гарантированная государством. Таким образом, государство обеспечило всем, чтобы гражданин мог защищать свои права», – заключил министр юстиции.
441 лицо наказано за нарушение запретов, введенных КЧС
До 9 апреля в Республике Молдова за несоблюдение мер общественного здравоохранения, введенных для предотвращения распространения вируса Covid-19, были наложены санкции в общей сложности на 441 лицо. По данным Министерства внутренних дел (МВД), за последние 72 часа были наложены штрафы в отношении 68 физических лиц, из которых четыре священника, а также два экономических агента, нарушивших запреты, введенные КЧС.
В целом, с момента объявления в Молдове чрезвычайного положения, санкции были применены в отношении 17 церквей по стране, которые осуществляли службы в течение этого периода. В то же время секретарь МВД Марианна Грама уточнила, что только в воскресенье, 5 апреля, «были наказаны восемь священников, которые тайно проводили литургии и причастие в пять часов утра».
Несоблюдение мер по профилактике, предотвращению или борьбе с эпидемическими заболеваниями, если это ставит под угрозу общественное здоровье, наказывается штрафом в размере от 22.500 до 25.000 леев, применительно к физическому лицу, и от 50.000 до 75.000 леев, применительно к юридическому лицу.
Это вкладыш является подарком от Правительства Соединенных Штатов Америки в рамках проекта «Мобилизация гражданского общества для поддержки неподкупности в правосудии в Республике Молдова», проводимого «Freedom House» в партнерстве с (партнером). Мнения, констатации и выводы этого вкладыша принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Правительства США или «Freedom House».
Даниэлла КАЛМЫШ
Pingback: Штрафы, наложенные только по статистике. Суды один за другим отменили несколько протоколов, по которым на людей наложили штраф за то, что они «подвергли опасности здоровье общества» | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Сумма штрафов, примененных к тем, кто не соблюдал режим чрезвычайного положения, достигла 43 млн. леев | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Конституционный Суд Республики Молдова: ст. 76 (1), на основании которой были наложены штрафы во время чрезвычайного положения, является неконституционной | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: ZdG выиграла шесть наград на ежегодном внутреннем конкурсе Ассоциации независимой прессы | Ziarul de Gardă RUS