Михай Гимпу, Влад Филат и Серафим Урекян – позднее коллеги по альянсу – были политиками, которые вселяли надежду в молодежь на протестах, проходивших после парламентских выборов от 5 апреля 2009 года, куда те вышли, чтобы выразить недовольство по поводу новой победы Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Сегодня, спустя 11 лет, эти трое политиков больше не руководят партиями и практически завершили свою политическую карьеру.
Михай Гимпу занимал должность депутата в течение почти 10 лет, а с августа и сентября 2009 года до конца декабря 2010 года он передал руководство Либеральной партией (ЛП) своему племяннику и первому вице-председателю политформирования Дорину Киртоакэ. После парламентских выборов 24 февраля 2019 года ЛП больше не входит в Законодательный орган.
Гимпу: «У нас все та же власть коммунистов»
Сегодня Гимпу считает, что, хотя в Молдове можно заметить небольшой прогресс, она постепенно приближается к такому же положению, а у власти находятся «те же коммунисты».
«К сожалению, время показало, что некоторые люди воспользовались выходом молодежи, которая стремилась к лучшей жизни, чтобы тем самым обогатиться и показать свое величие и силу сегодня. У нас все та же власть коммунистов. Их называют социалистами, но на самом деле они коммунисты, против которых тогда выступила молодежь. Бывшие коллеги по альянсу, с которыми мы пообещали людям, что не будем как коммунисты и все изменим, что люди почувствуют себя свободными, а демократия будет действовать, воспользовались этим днем, когда молодые люди выступили за свободу. Так они взяли в свои руки все схемы, которыми управляли коммунисты во главе с Ворониным», – объясняет ZdG почетный председатель ЛП.
Гимпу называет «большим позором и грехом» то, что блок ACUM «передал власть бывшим коммунистам и сегодняшним социалистам».
«Это означает неуважение ко всем, кто боролся с коммунизмом все эти 30 лет, а также к тем, кто выступил 7 апреля», – утверждает он.
«7 апреля – это больше, чем сопротивление молодежи, которая вышла на площадь. Это также был отпор Путина, который был недоволен тем, что ему пришлось выйти из самолета, потому что Воронин отказался подписывать Меморандум Козака. Это также была реакция бизнесменов, которых задавили, и ответ на то, что коммунистическое правительство в течение нескольких месяцев не раскрывало виновных. К сожалению, АЕИ (Альянс европейской интеграции), в котором я состоял, также этого не сделал. Я предполагаю, что за этим стоят и те, и другие, поскольку некоторые выступили против Воронина и дошли до того, что сожгли Парламент и Здание президентуры, а, с другой стороны, Воронин был вовлечен в пытки и смерть нескольких молодых людей. Вы знаете, кто управлял генеральным прокурором, и кому подчинялось МВД. Если задуматься над всем этим, то можно увидеть, что были люди, которые воспользовались выходом молодежи, чтобы решить собственные проблемы. Но, к сожалению, многие люди опустили руки и поняли, что нет большой разницы между коммунистическим правительством и другими. Все думают только о себе, воруют и обманывают людей», – считает он, выражая уверенность в том, что «придет время, когда у нас будут независимые правоохранительные органы, и все раскроется».
И все-таки он также отмечает изменение: «в первые годы АЕИ мы двигались вперед и провели некоторые реформы, мы также добились свободной торговли на европейском рынке, СМИ стали свободнее. Но знаете, постепенно те, кто достигает власти, начинают мыслить по-другому и считать себя Богом. И вот так мы начали давать задний ход, и сегодня мы в изоляции, и у нас нет отношений с ЕС».
«Разница есть. Я считаю, что до 2016-2017 годов, когда началась вся эта диктатура Плахотнюка, чтобы показать, что он выше всех великих мира сего, демократия у нас все же действовала. К сожалению, сейчас нельзя сказать, что страну вернули, как говорилось в том лозунге. Напротив, страна вновь оказалась в руках у России, из которых мы с таким трудом и так отчаянно пытались вырваться», – заключает Михай Гимпу.
В 2009 году Серафим Урекян был председателем альянса «Наша Молдова» (АНМ). Он также занимал должность вице-председателя Парламента с августа 2009 года до сентября 2010 года. В то же время, в период 2011-2016 гг., после того, как он не вошел в Парламент после досрочных выборов, он был председателем Счетной палаты. После этого Урекян больше не появлялся на виду у общественности.
Урекян: «„Купля-продажа” остается основным вектором молдавской политики»
Сегодня Урекян заявляет, что в Республике Молдова «практически ничего не изменилось». Он подчеркивает присутствие коррупции в сфере политики. Он также отмечает, что блок ACUM должен был остаться у власти.
«Было сделано несколько шагов в направлении европейской интеграции, было подписано это соглашение, в связи с которым, к сожалению, не заметно особого прогресса. Если бы альянс ПСРМ-ACUM удержался у власти, то было бы лучше, но произошедшее оправдывает сохранение парламентского большинства в такой нелегкой для всего мира ситуации», – утверждает бывший политик.
Он вспоминает, как в 2009 году, «после прихода в Парламент сразу же начались эти традиционные предательства, которые продолжаются и по сей день: купля, продажа».
«Кто покупал и продавал, выяснилось позже. Они оказались в молдавских тюрьмах и не только. „Купля-продажа” остается основным вектором молдавской политики. До 2009 года все власть была сосредоточена в руках у Воронина, а сегодня СМИ неустанно прославляют его день и ночь. ПКРМ уничтожила в Молдове все. С 2009 года мы все-таки в какой-то степени избавились от коммунистической диктатуры Воронина, ведь у него в стране была абсолютная монополия. Хотим мы того или нет, появились и другие демократические силы, которые не позволили партии с парламентским большинством прийти к власти. Это говорит об увеличении демократии на парламентском уровне. К сожалению, наши так называемые политические лидеры очень плохо подготовлены, но успехи были и есть: освобождение от партии-монополии у власти – это уже много. Я думаю, что в будущем не исключено, что в Молдове к власти придет партия большинства», – отмечает Серафим Урекян.
Судьба Филата
На протестах в апреле 2009 года Влад Филат – на то время председатель Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДМП) – находился в эпицентре событий. Молодежь разрешила ему говорить перед толпой. В сентябре 2009 года он становится премьер-министром и занимает эту должность до марта 2013 года. 15 октября 2015 года, после явки с повинной Илана Шора, Филата лишают парламентской неприкосновенности и задерживают по подозрению в коррупции. В 2016 году его приговорили к 9 годам лишения свободы, но условно-досрочно освободили в декабре 2019 года. Ему сократили срок в качестве компенсации за бесчеловечные и унижающие достоинство условия содержания. На рассмотрении Кишиневского суда находится второе уголовное дело на Влада Филата, в котором бывшего премьер-министра обвиняют в отмывании денег в особо крупных размерах.
Филат не ответил на вопросы ZdG.
В результате парламентских выборов 5 апреля 2009 года ПКРМ получила 60 мандатов, ЛДПМ и ЛП – по 15 мандатов, а АНМ – 11. После досрочных выборов от 29 июля 2009 года ПКРМ заняла 48 кресел в Законодательном органе, ЛДПМ – 18, ЛП – 15, ДПМ – 13, а АНМ – 7. Последние четыре политформирования создали Альянс за европейскую интеграцию.
Фото: Radio Europa Liberă