Объяснения вирусолога Константина Спыну
Высокая температура может привести к уменьшению случаев заражения новым вирусом COVID-19, но это произойдет только в том случае, если население будет придерживаться рекомендаций врачей: соблюдать гигиену, дистанцию и изоляцию, утверждает профессор университета, доктор хабилитат медицины, вирусолог, начальник Управления исследований и инноваций Национального агентства общественного здоровья (НАОЗ) Константин Спыну.
В то же время исследование американских специалистов из Массачусетского технологического института показывает, что не только температура, но и влажность могут быть определяющим фактором в борьбе с вирусом.
Эпидемиолог отметил для ZdG, что если Республика Молдова последует примеру Китая и ужесточит требования, то можно было бы добиться улучшения ситуации, касающейся распространения нового коронавируса, так же за два-три месяца.
«Не надо расслабляться лишь потому, что скоро наступит лето, и вирус исчезнет. Действительно, вирус COVID-19 похож на структуру других коронавирусов. Высокие температуры разрушают его, но не летние, а выше 56 градусов. Поэтому, несмотря на потепление, основные меры, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения и уполномоченными учреждениями со всего мира, остаются в силе. Принимая во внимание тот факт, что у нас нет конкретных противовирусных препаратов для эффективного лечения, нет вакцины, которая может появиться лишь через год, конкретные меры, касающиеся, в первую очередь дистанции и изоляции лиц с подозрением, сохраняются. Благодаря принудительным мерам, таким как соблюдение дистанции и изоляция, китайцы добились ожидаемого эффекта», – подчеркнул Спыну.
По мнению специалиста, температура может в какой-то степени ограничить распространение вируса, потому что «капли, возникающие во время чихания, остаются подвешенными в воздухе в течение двух часов, и чем выше температура, тем скорее эти капли высыхают или переходят в сухую форму, а это уменьшает возможность передачи вируса от человека к человеку», но результат может быть замечен только в том случае, если соблюдаются правила защиты.
«Сегодня, к сожалению, мы находимся в фазе роста, сценарии очень разные. Некоторые специалисты из других стран говорят, что это респираторная инфекция, и, как это происходит с различными инфекциями, такими как грипп, температура играет определенную роль, но, чтобы иметь ожидаемый результат, требуются другие меры. Температура может оказать негативное влияние на штаммы коронавируса в окружающей среде. Довольно сложно сказать, когда наступит спад, но если мы будем делать все по правилам, то вполне возможно, что эта ситуация продлится до трех месяцев», – говорит врач.
Представитель НАОЗ уточняет, что «если не будут предприняты конкретные меры, касающиеся каждого из нас, тогда могут быть довольно серьезные последствия, которых вряд ли выдержит страна», поэтому от каждого из нас зависит эволюция эпидемиологической ситуации.
Что касается утверждений о том, что вирус может ослабить в жаркий период и вернуться к осени, эпидемиолог отметил, что «это абсолютно новая инфекция, вирусный агент, который не был изучен, и мы не знаем, как он поведет себя, и я ставлю под сомнение возможность дальнейшего его появления».
«Может повториться сценарий с пандемией гриппа A (H1N1), но тогда была предоставлена вакцина, у нас были специфические противовирусные препараты, и было проще бороться. Теперь, к сожалению, у нас нет вакцины, специфических противовирусных препаратов, которые приносят внезапный эффект, поэтому мы используем меры, которых чем больше мы будем соблюдать, тем больше у нас будет шансов сократить развитие эпидемического процесса», – говорит специалист.
В то же время Константин Спыну отмечает, что то, что будет осенью, зависит и от количества людей, которые не были в контакте с вирусом, уточнив, что исследования показывают, что после перенесенного заболевания в организме выздоровевшего человека образуются антитела, они уже устойчивы к повторному заражению, если не вступят в контакт с генетически модифицированным коронавирусом.
«Здесь был задан вопрос: Чем дольше вирус живет среди населения, тем риск возникновения различных мутаций больше, и тогда устойчивые к нему люди становятся уязвимыми для другого. Поэтому нынешние меры имеют двойной эффект: снижение давления на систему здравоохранения, экономику, снижение смертности, а также ограничивают возможность появления новых штаммов», – отмечает Константин Спыну для ZdG.
Специалисты, которые провели исследование, опубликованное в «AccuWeather», сообщают, что в районах с высокой температурой было зарегистрировано меньше случаев заражения вирусом COVID-19, но в данном случае важна и влажность воздуха. Распространение происходит медленнее, когда абсолютная влажность ниже 10 г / м3. Респираторные вирусы, по мнению авторов исследования, «не выживают, когда они находятся в воздухе и на поверхностях».
Николетта БРАГИШ / ZDG