Материал Мейдан ТВ
Спикер парламента, первый вице-президент, уполномоченный по правам человека — эти посты в Азербайджане занимают женщины, но помогает ли это в решении гендерных проблем в стране?
Досрочные парламентские выборы в Азербайджане, прошедшие 9 февраля 2020 года, запомнились не только тотальными нарушениями, которые отметили многие международные наблюдательные миссии, но и назначением впервые в истории современного азербайджанского парламента женщины на пост спикера.
Женщины у власти символические фигуры?
Кто такая Сахиба Гафарова?
Член правящей партии Азербайджана Сахиба Гафарова является депутатом с 2010 года. Это ее уже третий по счету депутатский срок. Доктор филологических наук Сахиба Гафарова ранее также занимала должность проректора Бакинского Славянского Университета. Была зампредседателя парламентского комитета по делам семьи, женщин и детей.
Из статей в проправительственных СМИ, опубликованных уже после ее назначения спикером, мы также можем узнать, что в 2015-2017 годах Гафарова была избрана «главным докладчиком ПАСЕ по вопросам борьбы с насилием против женщин, политическим координатором и главой сети «Нет насилию против женщин!», возглавляла подкомитет ПАСЕ по гендерному равенству и дискриминации».
Несмотря, на такой внушительный послужной список, о каких-либо инициативах или практической работе Гафаровой в “женском вопросе” ничего не известно. Да и сама она оказалась для многих в стране «темной лошадкой». «Сейчас по дороге на работу по радио услышала, что выдвинули на должность спикера парламента некую Сахибу Гафарову. Кто такая, кто-нибудь ее знает?», – вот такое писали пользователи соцсетей после избрания Гафаровой.
В нынешний азербайджанский парламент попали 22 женщины, в прошлом созыве их было 21. Число депутатов-мужчин в новом парламенте составляет 99 человек.
Женщины во главе
Женщины также возглавили два парламентских комитета: Комитет по вопросам семьи, женщин и детей и Комитет культуры.
Также в настоящее время должность первого вице-президента, являющегося вторым, с точки зрения полномочий, после президента лицом в Азербайджане, занимает женщина. Этот пост был создан в 2017 году и на него была назначена Мехрибан Алиева, первая леди страны.
Ранее, Мехрибан Алиева много лет была депутатом парламента.
Кроме того, женщины в Азербайджане уже много лет занимают должности председателя Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей, Уполномоченного по правам человека — омбудсмена. Кроме того, согласно распоряжению Ильхама Алиева, по крайней мере, одним из заместителей глав всех исполнительных органов страны должна быть женщина.
На бумаге все это выглядит прекрасно. Но как это реально влияет на решение большого количества «женских проблем» в стране?
Насилие, убийства, ранние браки
К конвенции “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин“ Азербайджан присоединился еще в 1995 году, при этом гендерная дискриминация и гендерные проблемы в стране проявляются на экономическом, социальном и бытовом уровнях. В прошлогоднем Индексе гендерного неравенства страна заняла 70-е место среди 162 стран.
В стране все еще очень остро стоят такие проблемы, как селективные аборты, ранние браки, фемицид. Сейчас в Азербайджане на каждые 100 новорожденных девочек приходится 117 мальчиков, при норме 105 девочек на 107 мальчиков.
Не более утешительны цифры, связанные с фемицидом – убийством женщин на гендерной почве. Только по официальным данным, в 2018 году 74.9 процента жертв преступлений, связанных с бытовым насилием, в Азербайджане составляли женщины.
За октябрь прошлого года в стране были убиты 12 женщин, 6 из них на глазах собственных детей.
Азербайджан все еще не подписал «Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием», больше известную как Стамбульская Конвенция. Хотя конвенцию страна должна подписать в соответствии со взятыми на себя обязательствами как члена Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Комитет SIDO). Из 47 стран-членов Совета Европы не подписали документ только Азербайджан и Россия.
Именно за подписание этой конвенции и решение многих гендерных проблем, таких как многочисленные убийства женщин, селективные аборты, гендерно мотивированное насилие, ранние браки, лишение девочек образования, насильственные браки, – выступали феминистки на последний акциях протеста, которые прошли 20 октября и 8 марта в Баку. При этом сами участницы столкнулись с жестким отпором со стороны сотрудников полиции, пострадали десятки женщин, в том числе и журналистки.
“Свободные улицы – наши”
Никакой реакции со стороны власть имущих женщин в Азербайджане на жестокое обращение полиции не последовало, участницы акции не дождались от них и поддержки своим требованиям.
«Когда был последний раз, когда мы слышали из уст какой-либо занимающий высокий пост женщины, о том какие факты бытового насилия существуют в стране и какие меры будут приняты в связи с этим? Когда только в октябре прошлого года были убиты 12 женщин, кто-нибудь из женщин у власти вынес этот вопрос на повестку дня, обращались ли они к населению с каким-либо заявлением? Какие конкретные шаги были предприняты? Была ли оказана психологическая помощь семьям этих людей?» – задается вопросом бывшая кандидатка в депутаты, гражданская активистка Гюнель Сафарова.
Депутаткам в парламенте тоже приходится несладко
Кандидатки в депутаты, участвовавшие в февральских парламентских выборах в Азербайджане, в своих платформах либо вообще не затронули такие вопросы, как гендерное равенство, проблемы женщин и бытовое насилие, либо отмечали проблемы, которые кажутся малозначительными на фоне нарушения основных прав.
Лишь некоторые из кандидаток уделили в своих платформах место таким моментам, как активизация женщин в обществе, занятость и так далее.
Хотя и здесь, по их мнению, мы можем стать примером для Запада.
«Многие вопросы, которые пытаются решить на Западе в сфере гендерной политики, у нас уже решены», – заявляет в одном из своих немногочисленных интервью Сахиба Гафарова, имея ввиду проблемы с неравноправием в оплате женского труда и женской занятости. Правда, это ее утверждение расходится даже с данными Госкомстата.
Правда, некоторым более активным женщинам-депутатам самим пришлось столкнуться с дискриминацией в парламенте. Депутат нескольких созывов Ганира Пашаева, бывший председатель Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова, бывший депутат, а ныне посол Азербайджана в Украине Эльмира Ахундова в своих выступлениях в разное время затрагивали вопросы прав женщин в Азербайджане и в ответ получили резкую реакцию.
В 2006 году во время своего выступления в парламенте Эльмира Ахундова, бывшая в то время депутатом Милли Меджлиса, высказала протест против ранних браков, против того, что 80 процентов женщин в стране сталкиваются с бытовым насилием, и против того, что даже и обратившись в полицию, женщины были в конечном результате вынуждены вернуться обратно в семью. Тогда ее речь была встречена протестом в основном со стороны мужчин-депутатов парламента.
Тогда, выступая на заседании, депутат Ганира Пашаева заявила в своем обращении к протестующим депутатам, что жесткая реакция на выступление Ахундовой как раз является психологическим насилием над женщиной прямо в парламенте.
«Здесь больше говорят мужчины, но было бы лучше, если бы говорили женщины. Очень прошу наших мужчин не реагировать так резко на выступления женщин… На самом деле это и есть психологическое насилие. Потому что речь идет не только о физическом, но и о моральном, и психологическом насилии», – сказала тогда она.
После избрания женщины спикером парламента многие еще активнее заговорили о том, что женщины у власти всего лишь символические фигуры, ширма, которой власти пользуются как аргументом против высказываний о том, что в стране царит гендерное неравенство. «Выбирали по принципу 1) англоязычная, 2) более или менее культурная 3) без амбиций 4) послушная», – это еще один комментарий из соцсетей на избрание Сахибы Гафаровой.
«Уже хорошо, что они там есть»
«Я за то, чтобы женщины были представлены на высоких должностях. Мы давно выступаем за то, чтобы женщины занимали руководящие посты и наделялись полномочиями. На мой взгляд, очень хорошо то, что женщина представлена в качестве спикера», – говорит бывший кандидат в депутаты Гюнель Сафарова и добавляет, что хотела бы видеть их более активную деятельность в том числе и в сфере защиты прав женщин.
При этом она считает, что избрание либо назначение должно основываться на опыте, знаниях и навыках избранного/назначенного лица, а не на принципе – «одна женщина непременно должна занимать высокую должность».
«Но уже хорошо то, что они там есть, – считает Гюнель Сафарова. – Таким образом, люди привыкнут к тому, что женщины занимают руководящие должности в Азербайджане. И потом уже, может быть, они смогут активнее встать на защиту прав женщин».
При поддержке «Медиасети»