В конце 2014 года Национальное бюро статистики (НБС) обнародовало предварительные данные Переписи населения и жилищ в Республике Молдова. Согласно переписи, в восьми населенных пунктах из семи районов не зарегистрирован ни один человек. Среди них: Куконештий Векь Единецкого р-на, Кетришул Ноу Фэлештского р-на, Фрумушика Ноуэ и Цыра Флорештского р-на, Стэлинешть Окницкого р-на, Дэркэуций Ной Сорокского р-на, Дудулешть из Гагаузской автономии.
В Республике Молдова проживают 2.913.281 граждан, т.е. на 1 млн. меньше, чем в 2004 году, 3/4 из которых проживают в сельских районах. Однако, кроме сел, в которых чаще всего встречаются старики и молодые люди в поиске работы, есть и заброшенные, забытые села. Одним из них является село Кетришул Ноу, в котором остался лишь один дом и двор, в котором семья Гросу выращивает птиц, хотя живет семья в селе по соседству.
Оторванные от реальности
«Дом достался от родителей мужа, которых несколько лет назад не стало. Как и остальные, мы тоже думали оставить дом, но у нас четверо детей, и нам необходимо заработать деньги, чтобы вырастить и обучить их», – объясняет Адела Гросу, которая проживает в селе Кетриш.
Семья Гросу — единственная, которая изредка заезжает в Кетришул Ноу. «В селе ничего не осталось, земельные участки брошены на произвол судьбы, а дома обрушились, и люди растаскали все камни», – говорит с грустью женщина. «Люди покинули село еще в советское время, потому что им было трудно здесь жить, где не было ни школы, ни поликлиники, ни всего того, в чем они нуждались. Жители чувствовали себя оторванными от реальности», – объясняет Адела, поправляя платок и приглашая нас в дом. Ее муж поехал рано утром в Кетришул Ноу, чтобы покормить птиц. «Трудно туда добираться. Нужно семь километров подниматься в гору. Мы идем туда утром, когда земля еще твердая и можно проехать на телеге», – отмечает женщина.
По словам сельчан, многие хотели вернуться в покинутое село, но из-за расстояния и отсутствия условий отказались от этой идеи. «У людей дети, которые должны учиться, но школа далеко, и до нее трудно добираться»,- сказал мужчина, который проезжал мимо гимназии, расположенной в центре села Кетриш. «Жизнь тяжелая, поэтому мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы заработать больше денег, тем самым обеспечив образование и лучшую жизнь нашим детям»,- говорит Адела Гросу, устало улыбаясь.
«Остались только руины брошенных домов»
В селе Куконештий Векь остались два дома и один сезонный житель. «Парень живет в селе только летом. Там нет электричества, абсолютно ничего. Это изолированное село», – подчеркивает примар села Куконештий Ной Ирина Кимаковски. «Село было населено, но частые наводнения заставили людей переселиться в соседнее село Куконештий Ной», – рассказывает примар.
«В Дэркэуций Ной жил только один старик, который умер в 2012 году. Сейчас в деревне остались только руины брошенных домов», – отмечают представители примэрии села Дэркэуць.
В период колхозов в селе Фрумушика Ноуэ Флорештского р-на работал тракторный завод, который закрылся два десятилетия назад. «В селе было пять домов, но теперь осталось только кладбище», – объясняет жительница села Фрумушика.
Пять лет назад в селе Стэлинешть Окницкого р-на жили восемь человек, которые решили продать свои дома и земли. Часть из этих земель купил фермер из села Корестэуць. „В деревне не было магазинов, школы или чего-то еще, что могло убедить людей остаться там»,- говорит секретарь примэрии Корестэуць.
Перепись населения и жилищ в Республике Молдова состоялась 12-25 мая 2014 года.
Татьяна БЕГЮ