«Давайте будем дисциплинированными, прислушиваться к власти и доверять ей»
Председатель Совета по телерадиовещанию Драгош Викол утверждает, что во время чрезвычайного положения аудиовизуальные средства массовой информации в Республике Молдова должны способствовать повышению доверия к государственным институтам и не вызывать панику в обществе, публикуя недокументированные мнения и критику правительства.
«Во времена бедствий мы должны быть дисциплинированными, прислушиваться к властям, не обвинять всех направо и налево. Если мы усвоим этот урок, мы быстрее преодолеем эту неопределенную ситуацию, в противном случае это означает, что мы заслуживаем нашу судьбу», – заявил Драгош Викол для «Ziarul de Gardă», на просьбу предоставить дополнительные пояснения относительно положения, выпущенного 24 марта, с указанием, что на время действия Чрезвычайное положение, аудиовизуальная пресса должна представлять официальную позицию Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова, Правительства Республики Молдова и Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты как «наиболее достоверную и компетентную в соответствующей области», а ведущие/модераторы/редакторы должны отказаться от «объявления в одностороннем порядке и непредвиденной поддержки как своего собственного мнения, так и свободного формирования произвольных мнений при отражении тем, касающихся пандемии COVID-19».
Это положение вызвало критику среди журналистов и неправительственных организаций СМИ, которые назвали его «злоупотреблением» и «цензурой» со стороны регулирующего органа в области аудиовизуальных услуг СМИ в Республике Молдова.
«Для меня важно придать больше доверия государственным учреждениям, которые имеют юридическое, уголовное обязательство, если хотите, потому что они возглавляют государство и взяли на себя ответственность за этот кризис, они несут ответственность за управление им. Если мы сейчас зададимся вопросом об их качестве, то какой смысл трубить о том, что мы спрашиваем, смешивать их с грязью? Так паники в обществе гораздо больше. Мы должны попытаться помочь им с помощью правильных информационных методов, потому что, поверьте мне, не все врачи и не все специалисты обладают необходимыми знаниями. Они пытаются спекулировать, и затем мы входим в болотистую среду, где каждый пытается высказать, как лучше, без какой-либо ответственности. Какая юридическая ответственность возлагается на так называемого эксперта или политического лидера, который не имеет должности в государстве? Та же Майя Санду, тот же Андрей Нэстасе. Предложения пусть делают, но критика, которая относится к правительству, какие она дает результаты, какова ее цель? Чтобы еще больше драматизировать, вызывать страх, фобию? Чтобы люди, не дай Бог, кончали жизнь самоубийством? Какова цель этого? В этот период кардинальные вещи не могут быть изменены, как им хочется, и сейчас нет необходимости вносить определенные изменения.
Я хотел этим положением ввести некоторую действенность, но, к сожалению, все было экстраполировано. Это не «преступление против прессы». Это означает, что во времена бедствий мы должны быть дисциплинированными, прислушиваться к властям, а не обвинять всех направо и налево. Если мы усвоим этот урок, мы быстрее преодолеем эту неопределенную ситуацию, а если нет, то это значит, что мы заслуживаем свою судьбу», – заявил председатель КСТР для «Ziarul de Gardă».
Мы попросили председателя КСТР Драгоша Викола объяснить причины, по которым он решил указать журналистам, что «наиболее одобренными и компетентными» во время чрезвычайной ситуации являются Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова, Правительство Республики Молдова, Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты, и обязать представлять их официальную позицию, если в Кодексе аудиовизуальных медиа-услуг со ссылкой на чрезвычайные ситуации предусматривается только то, что «официальная информация и сообщения государственных органов распространяются поставщиками медиа-услуг в полном объеме и в приоритетном порядке».
Председатель КСТР аргументировал это тем, что не вся пресса добросовестна и тщательно проверяет информацию, прежде чем распространять ее.
«Мы не могли поступить иначе, потому что есть масса противоречивых данных, некоторые из них парадоксальны, антиномичны. Какую юридическую, уголовную ответственность может иметь неправительственная организация, врач, о котором мы не знаем, каково его прошлое и опыт? Мы должны признать, что в этот период, когда появились, как грибы после дождя, многие специалисты в области микробиологии, вирусологии, а также, принимая во внимание катастрофические последствия пандемии COVID-19, мы вышли с просьбой, чтобы все радио- и телевизионные каналы делали сообщения из источников, несущих ответственность, которые согласно Конституции, обязаны обеспечивать безопасность государства в течение этого периода, с тем, чтобы исключить вероятность, даже 0,01%, информации из источников, которые являются шарлатанами, фальшивыми новостями, манипуляциями», – объяснил председатель КСТР.
Что касается пункта 5 Решения, который обязывает во время чрезвычайного положения ведущих/модераторов/редакторов в одностороннем порядке отказаться от формулировки и необоснованного одобрения своего собственного мнения и свободного формирования произвольных мнений, Драгош Викол утверждает, что не было понято то, что там написано, а было прочитано между строк, с намерением найти «блох».
«Я не понимаю, почему меня, как председателя КСТР, обвиняют в том, что я не допускаю высказывания и формулирования непроверенных мнений. Естественно, что я буду настаивать, насколько это возможно, легальным способом, чтобы в публичном пространстве не появлялись ведущие, модераторы или редакторы с собственными мнениями, которые не имеют минимального одобрения, документации или подтверждения своих утверждений. Они также не должны помогать тем, кто выступает в студии, формулировать произвольные мнения. Должны быть мнения, основанные на их опыте, на их экспертизе, они не должны быть произвольными, то есть субъективными, недооцененными, другими словами, не прыгать выше своей головы», – считает председатель КСТР.
Драгош Викол заявил, что на телевидении и радиостанциях транслируется информация об апокалипсисе, армагеддоне и отсутствии подготовки со стороны властей.
«Предположим, что при минимальном процентном отношении, по крайней мере, эти источники правы, есть вопросы и проблемы, которые не подготовлены центральными государственными органами. Но мне интересно: что хорошего в информировании общественности? Нужна ли моей матери, которая больна и с плохим здоровьем, такая информация? Чем она ей поможет? Какие есть меры предосторожности? Она должна знать о том, что в определенном сегменте Министерство здравоохранения не готово, или лучше укреплять позитивную информацию, которая не вызывает определенного состояния недоверия, паники в обществе? Какой смысл тормошить эту ситуацию, что мы худшие, что мы не можем справиться, что нам нужно готовиться к смутным временам, готовиться к поминкам, договариваться о гробах? Какой смысл? Я не могу понять», – заявил Драгош Викол.
Мы спросили председателя КСТР, почему мы должны понимать, что пресса не должна критиковать недостатки системы или публично заявлять о проблемах в больницах, в то время как центральные власти дают заверения в том, что ситуация находится под контролем, и что нет недостатка в оборудовании или медикаментах.
«Если они представлены со сгущением красок, гротескным, параболическим способом, который только делает зло, то каков их эффект? Пресса формирует общественное мнение, какой смысл в этот период? Когда период мира, тишины, я понимаю, они должны быть выявлены, определены, наказаны, разоблачены, но теперь какова цель? По окончании этого периода мы увидим, справились ли наши власти и выполнили ли всю домашнюю работу в этих областях.
В Европе есть статистика, которая гласит, что 50% умерших в этот период умерли от коронавируса, а остальные 50 умерли от страха, потому что они не знают, как себя вести, и вместо того, чтобы объяснять, что такое меры предосторожности, как мы преодолеваем это вместе, мы экстраполируем вещи, представляем отвратительные вещи, ужасающие образы, которые вызывают страх в обществе, особенно те, кто не выходят на улицу весь день, старики, и смотрят телевизор в ожидании сообщений, надежды, света», – подытожил президент Совета по телерадиовещанию Республики Молдова.
Отвечая на вопрос о правовых последствиях этого положения, Драгош Викол заявил, что это положение является обязательным, но оно основано на гражданских обязательствах и зависит от ответственности каждого теле- и радиоканала, поскольку оно не содержит карательных мер.
Драгош Викол утверждает, что, будучи директором Координационного совета, он имеет право подписывать положения, проконсультировавшись со всеми членами Совета, как это и произошло в этом случае. По его словам, в нынешних условиях, когда несколько членов КСТР самоизолированы дома, провести публичное заседание было невозможно.
«По этой причине я согласился с моими коллегами принять решение по этому тексту. Каждый пришел с некоторыми предложениями, поправками. Я получил одобрение всех членов Совета и просто поставил свою подпись как председатель. Если это самая большая проблема, то на ближайшем заседании КСТР это положение примет форму решения КСТР», – пояснил председатель Координационного совета, который заявил, что документ был необходим, и КСТР не делал ничего, кроме как расшифровал и объяснил некоторые правила Кодекса аудиовизуальных медиауслуг, написанные в период тишины, с теоретической точки зрения.
Отвечая на вопрос, председатель КСТР не назвал названия теле- и радиоканалов, которые, якобы, транслировали «апокалиптические», непроверенные и неодобренные мнения, но заверил, что в течение этого периода аудиовизуальные СМИ контролируются, и в случае обострения ситуации будут приняты другие меры.
«Я не хочу предпринимать никаких дальнейших шагов, поскольку любые ограничительные шаги со стороны КСТР будут встречены сопротивлением со стороны тех телевизионных каналов, которые будут мотивировать такие новости, красиво упаковывая их в необходимость в информации, плюрализма мнений». В Республике Молдова есть способность у какого-либо радио- или телевизионного канала понять, что они ошибались? Нет», – подытожил Викол.
Марина ЧОБАНУ
Pingback: Председатель КСТР отменяет распоряжение, ограничивающее свободу слова, которое раскритиковали медийные НПО | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Свобода слова во время чумы | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: В Приднестровском регионе начнется проверка информации о коронавирусе в соцсетях | Ziarul de Gardă RUS