На заседании 26 марта Конституционный суд рассмотрел жалобу, поданную бывшим исполняющим обязанности генерального прокурора Дмитрием Робу летом 2019 года, с просьбой к судьям истолковать статью 137 Конституции, согласно которой судьи КС «неприкосновенны в течение срока полномочий, независимы и подчиняются только Конституции». В частности, прокурор попросил объяснить, позволяют ли понятия неприкосновенности и независимости применять уголовную ответственность для судей Верховного суда.
Таким образом, Конституционный Суд постановил:
- В отношении статьи 137 Конституции, судьи Конституционного суда обладают функциональным иммунитетом. Этот факт подразумевает, что конституционные судьи не могут нести юридическую ответственность за голоса и мнения, выраженные при исполнении ими своих должностных обязанностей.
- В отношении статьи 137 Конституции, судьи Конституционного суда могут быть привлечены к уголовной ответственности за правонарушения, совершенные в тех случаях, когда они не связаны с осуществлением конституционного правосудия.
- В отношении статьи 137 Конституции, для начала уголовного преследования судьи КС требуется предварительное одобрение пленарного заседания КС.
- В отношении статьи 137 Конституции, судья КС не может быть привлечен к ответственности, за исключением случаев грубого правонарушения, задержан, арестован, направлен в уголовный или контрольный суд без разрешения пленарного заседания КС.
- В отношении статьи 137 Конституции, судьи Конституционного суда пользуются функциональным иммунитетом в отношении голосов и мнений, высказанных и после истечения срока их полномочий.
Бывший исполняющий обязанности генерального прокурора обратился в Высший суд за разъяснениями, не ограничивают ли понятия неприкосновенности и независимости начало уголовного расследования в отношении судей Конституционного суда во время исполнения мандата и после его прекращения и/или прекращения без предварительного одобрения КС.
Дмитрий Робу упомянул в тексте обращения, что процедура уголовного преследования конституционного судьи сохраняется при исполнении должностных обязанностей и после прекращения и/или отзыва мандата, особенно в отношении аспектов, связанных с началом уголовного расследования, ограничения прав, связанных с частной жизнью, свободного передвижения и т.д., а также отсрочки правосудия.
В то же время Робу попросил о толковании Конституции, допускает ли она применение уголовной ответственности в отношении судей Конституционного суда на основании статьи 307 Уголовного кодекса в отношении вынесения противозаконного решения.
Алина ФРУНЗА