Учитывая чрезвычайное положение на территории Республики Молдова в связи с распространением COVID-19, Координационный совет по телерадиовещанию (КСТР) обязал телерадиоканалы представлять «обязательную» официальную позицию компетентных государственных органов, таких как Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова, Правительство Республики Молдова, Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты, как «наиболее достоверных и компетентных в этом вопросе». В то же время, КСТР просит, чтобы в течение этого периода докладчики / модераторы / редакторы отказались «в одностороннем порядке от высказывания и непредвиденного одобрения как своего собственного мнения, так и свободного формирования произвольных мнений при отражении вопросов, касающихся пандемии COVID-19».
Положения содержатся в Распоряжении, подписанном 24 марта главой КСТР Драгошем Виколом, которое подлежит немедленному исполнению для всех субъектов Кодекса телевизионных и радиовещательных СМИ, и которое КСТР аргументирует тем, что, оно издано «для того, чтобы действовать в общественной власти и для достижения общественных интересов».
Посредством этого документа КСТР обязывает прессу представлять новости с максимальной точностью, максимально точно отражать суть представленных фактов и данных и с максимальным приоритетом распространять в телевизионных и радиовещательных СМИ исчерпывающую информацию о чрезвычайном положении.
Однако две меры, предусмотренные в этом положении, вызывают вопрос об ограничении свободы выражения мнений.
«4. В условиях чрезвычайной ситуации на территории Республики Молдова представлять официальную позицию компетентных государственных органов (Всемирная организация здравоохранения, Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова, Правительство Республики Молдова, Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты), как более знающих и более компетентных в этом вопросе.
5. В период чрезвычайного положения ведущие / модераторы / редакторы в одностороннем порядке откажутся от необъявленного заявления и поддержки как своего собственного мнения, так и свободного формирования произвольных мнений при отражении тем, касающихся пандемии COVID-19, как в национальном контексте, так и в международном контексте, единственными надежными, правдивыми, беспристрастными и сбалансированными источниками являются компетентные государственные органы в стране и за рубежом (Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова, Правительство Республики Молдова, Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты, Всемирная организация здравоохранения). Это обязательство является крайне важным из-за необходимости обеспечить максимальную точность и полную правильность информации, в связи с существенным характером того факта, что отчеты должны поступать из надежных источников, достаточно документированных с фактической точки зрения, с достоверным и беспристрастным подходом к событиям», – отмечается также в Распоряжении КСТР.
Петру Маковей, президент Ассоциации независимой прессы (АНП), квалифицирует эти положения как злоупотребление со стороны регулирующего органа в области телерадиовещательных медиауслуг.
Маковей аргументирует свое мнение тем, что это Распоряжение «налагает ограничения, которые в условиях Республики Молдова трудно соблюдать, учитывая, что наши чиновники, и это было видно в последние недели, имеют тенденцию скрывать определенную информацию». Председатель АНП считает, что «эти положения ограничивают право журналистов выносить определенные оценочные суждения, связанные с деятельностью властей».
«Я вижу, что господин Драгош Викол, в его характерной манере, объявляет единственные компетентные органы, которые могут предоставлять определенную информацию, не соответствующую действительности. Это решение, с моей точки зрения, должно быть переформулировано КСТР, поскольку в том виде, в каком оно сейчас находится, оно содержит очень четкие элементы цензуры», – говорит председатель Ассоциации независимой прессы.
Петру Маковей говорит, что, согласно закону, КСТР издает решения, которые являются обязательными для поставщиков аудиовизуальных медиауслуг, соответственно, это решение будет только препятствовать деятельности профессиональных журналистов, «которые не ограничиваются только переизданием довольно бесплодных пресс-релизов властей по теме COVID-19, но также ищут информацию из других источников для надлежащего информирования граждан».
На вопрос, говорит ли это положение также о беспристрастности аудиовизуального учреждения, Петру Маковей утверждает, что в документе подтверждается, что «председатель совета по радиовещанию пытается угадать, чего хочет президент Додон и нынешнее правительство».
Председатель АНП считает, что пресса должна объединиться и потребовать у КСТР переформулировать текст положения.
«Я думаю, что мы должны предупредить об этом Европейскую комиссию, потому что тем самым Республика Молдова, наряду с несколькими странами, объявила об отмене некоторых положений Европейской конвенции о правах человека, включая статью о свободе выражения мнений. Важно предупредить европейцев об этих нарушениях, которые совершаются в Республике Молдова под предлогом чрезвычайного положения», – отмечает эксперт по СМИ.
Со своей стороны, политолог Дионис Ченушэ утверждает, что в распоряжении КСТР содержатся, в целом, важные вопросы, связанные с необходимостью сообщать правдивую информацию и бороться с явлением фальшивых новостей, но включает также «непропорциональные меры, которые могут повлиять на свободу средств массовой информации».
«Однако, согласно пункту 5 решения КСТР, может быть введена (само)цензура для производителей и вещателей новостей в секторе СМИ. Такие решения контрпродуктивны, и не могут способствовать прозрачности власти и общению с общественностью в целях предотвращения распространения вируса и восстановления социально-экономической ситуации», – говорит Дионис Ченушэ.
Марина ЧОБАНУ
Pingback: Председатель КСТР средствам массовой информации во время чрезвычайного положения | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Председатель КСТР отменяет распоряжение, ограничивающее свободу слова, которое раскритиковали медийные НПО | Ziarul de Gardă RUS