Молдова уведомила генерального секретаря Совета Европы о введении чрезвычайного положения, действуя в соответствии со ст. 15 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В частности, эта статья предусматривает:
- в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву;
- предыдущее положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7 (прим. ред. – право на жизнь, запрет пыток и рабства, наказания, не основанного на законе);
- любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.
Что говорит правительственный агент
Представитель правительства в Европейском суде по правам человека Олег Ротарь заявил для ZdG, что это было сделано с учетом объявления чрезвычайного положения, которое «косвенно означает наличие определенных обстоятельств, которые допускают или даже требуют ограничения прав, гарантируемых Конвенцией».
«Например, свобода собраний местами должна быть ограничена, чтобы предотвратить распространение этого вируса, а это, с одной стороны, противоречит Конвенции. Поэтому в таких случаях активируется ст. 15 Конвенции, чтобы не вступать в определенные дискуссии с ЕСПЧ. Существуют определенные меры, необходимые для защиты нации или безопасности государства, тогда эта статья активируется до исчезновения оснований для применения этой статьи в дальнейшем. В обычном порядке любое лицо, находящееся на территории Республики Молдова, может превалировать над своим правом, во избежание массового заражения этим вирусом власти запрещают собрания, практически ограничивая это право, нарушая Конвенцию. В этих условиях, это право не считается нарушенным, поскольку имелись определенные важные обстоятельства, позволившие ограничить его. Если кто-то обратится, ЕСПЧ не должен принимать это к рассмотрению», – пояснил он.
На вопрос о том, может ли эта мера позволить совершение злоупотребления, он сказал, что «при нормальном ходе дел не должно быть никаких злоупотреблений, потому что намерение государства состоит не в том, чтобы вводить чрезвычайное положение для совершения злоупотреблений, а чтобы защитить жизни людей, чтобы они не заразились этим вирусом».
Согласно Agerpres, который ссылается на France Presse, статья 15 Конвенции была активирована Республикой Молдова, Румынией, Арменией и Латвией, то есть четырьмя из 47 государств-членов Совета Европы.
Николетта БРАГИШ
Pingback: Адвокаты о «радикальном» решении применить отступление от положений ЕСПЧ в период чрезвычайного положения | Ziarul de Gardă RUS