Национальная антикоррупционная комиссия, в лице начальника данного учреждения Анатолия Дончу, заключила договор страхования транспортных средств инстанции с фирмой, управляемой семьей будущей супруги своего сына. Александр Дончу, служащий Национального антикоррупционного центра (НАЦ), является сыном начальника НАК, ответственный за проверку неподкупности должностных лиц.
Аленсандр состоит в отношениях, заявленных также в социальных сетях, с Корнелией Чумак, сотрудницей страховой компании АО «Transelit», которой руководит брат Корнелии, Николай Чумак.
В конце 2014 года, «Transelit» и Комиссия, ответственная за проверку имущества государственных чиновников, заключила договор о предоставлении услуг по страхованию автомобилей, находящихся в управлении НАК. За соответствующие услуги, НАК заплатила около 50 тыс. леев. При этом, договор не был опубликован ни на веб-сайте учреждения, ни на веб-сайте Агентства по гос. закупкам.
Анатолий Дончу, председатель НАК, отказался от разговора с журналистами ZdG. Он переадресовал нас в пресс-службу учреждения, где нам заявили, что не могут получить комментарий от Дончу, ввиду его занятости.
В рамках телефонной беседы, Николай Чумак из АО «Transelit», сначала сказал, что располагает несколькими свободными минутами для разговора. Однако, после того, как был поднят вопрос о договоре с НАК, и, в частности, о том, подписан ли он, благодаря связи его сестры с сыном начальника НАК, г-н Чумак заявил, что занят и не может больше с нами говорить.
Комиссия – коллегиальный орган, и решения в ее рамках принимаются большинством голосов. Представители данного учреждения сообщили, что в рамках НАК действует комиссия, ответственная за закупки, но ее члены не слышали о такой сделке. «Я не в курсе этого договора. Я состою в комиссии по закупкам всего необходимого для НАК и ничего не знаю о договоре подобного рода, на комиссии он не обсуждался», – прокомментировал Леонид Морарь, член НАК. Чиновник отметил, что на столе комиссии данный договор не появлялся, хотя, по логике вещей, должен был быть; в то же время, он допускает, что Дончу имел право обойти принцип коллегиального рассмотрения. «Так как этот договор не прошел через комиссию, я предполагаю, что руководитель имеет право самостоятельно заключать такого рода договоры», – подытожил г-н Морарь.
Нам не удалось связаться с другими членами НАК, которые могли бы прокомментировать данную ситуацию
Закон разрешает руководству государственных учреждений подписывать договоры с одной компанией, в случае, когда речь идет о предоставлении услуг. И маленькая сумма договора не обязывает проводить тендер. Однако, представители гражданского общества солидарны в том, что этот случай в большей степени касается моральной составляющей, нежели законности. «Здесь не может быть заявлен конфликт интересов, так как нет доказательств связи – они не состоят в браке. Но речь, все же, о некоррумпированности, а это вопрос морали; сумма не имеет значения, важен посыл; а нам, как раз, и нужно, чтобы во главе этих учреждений были образцовые люди», – поддерживает идею Галина Бостан, из Центра анализа и предупреждения коррупции (ЦАПК).
И представители Transparency International Moldova, другого НПО, борющегося с коррупцией и пропагандирующего принципы неподкупности должностных лиц, считают, что этот случай вскрывает моральную сторону вещей. «Руководитель, который должен проверять неподкупность чиновников, сам должен быть примером и являть доказательство некоррумпированности. Моменты такого рода могут возникнуть, и это естественно, но руководство этого учреждения должно объясниться, чтобы его решения были прозрачны, и внести больше ясности в подобные ситуации», – утверждает Яна Спиней из Transparency International Moldova.
В то же время, эксперт обличает действующее законодательство, в котором остается еще много пробелов в части конфликта интересов, и высказывает необходимость совместной работы с властями для улучшения законов. Работа по пересмотру Закона (Декларация о личных интересах и Декларация о доходах и имуществе) началась в сентябре прошлого года, в рамках межминистерской группы, в которую входят представители публичных властей и гражданского общества.
Александру Болфа