Вчера, 19 февраля 2020 года, Серджиу Сырбу снова встал на путь отказа от партии. То есть, он пока ушел из парламентской фракции ДПМ, а не из политики, но это не первый раз, когда он уходит. В 2012 году он покинул с жесткими заявлениями Партию коммунистов. Ссылаясь на проблемы во взрастившей его партии, он не говорил, что у него есть предложения от другой партии, которые были бы выгодными лично ему. „Самостоятельно невозможно заниматься политикой. Я присоединюсь к левой партии”, – заявил Сырбу и присоединился к ДПМ.
Личные выгоды проявились очень скоро, но трудно объяснимые, если смотреть на его заявления об имуществе и интересах. В 2014 году он даже стал вице-председателем парламента. Через некоторое время расширенная группа депутатов-коммунистов вышла на пресс-конференцию и заявила, что покидает добровольно фракцию коммунистов в высших интересах граждан. Помните, как их звали? В чем был смысл перемещения этих депутатов из одной фракции в другую? Какова была выгода для электората? Единственный смысл можно найти в тех же декларациях о доходах некоторых из этих депутатов. В остальном их большим вкладом было растущее разочарование и недоверие граждан к выборам, в верховенство гражданского голосования, в ответственность перед избирателями.
2015-2019 годы означали рост ДПМ, которая поглатила все, что можно было купить из других парламентских фракций. Но рост партии был таким же искусственным, как и политический рост Влада Плахотнюка, подпитываемая неясными деньгами, преступными интересами и незаконными кампаниями. С февраля 2019 года, после парламентских выборов, демократическая вербовка начала процесс падения. В течение года, ДПМ несколько раз падала, когда ушел, без предупреждения, Влад Плахотнюк, когда демократы увидели, что вынуждены покинуть здание, которое они не могли больше содержать, когда им пришлось отказаться от некоторых телеканалов, когда съезд ДПМ не был организован в Оперном театре, завернутом полностью в синюю иллюзию, когда Влад Плахотнюк был объявлен нежеланным человеком в США и в других странах.
Позавчера, когда шесть депутатов-демократов во главе с Андрианом Канду и вторым лицом Серджиу Сырбу покинули фракцию ДПМ, был услышан глухой и короткий стук. Что-то упало. Еще раз упал имидж ДПМ. Без значительных травм, формирование не упало сверху, упало снизу вниз. Нет, не так должны были уйти эти шестеро (и не только они) из фракции ДПМ. Многих из них ждут уголовные дела за служение политическому режиму, который причинил вред многим людям. Но время настоящих расследований еще не пришло для них. Это просто время еще большего падения.
Андриан Канду вошел в парламент в 2010 году, а в 2020 году, вероятно, приближается к завершению своей парламентской карьеры. Это были 10 лет стремительного восхождения, достигнув должности вице-председателя парламента и председателя законодательного органа, но это восхождение очень мало было основано на достоинствах и способностях и почти полностью основано на его служении крестному отцу. Теперь у Андриана Канду довольно ненавистный имидж у электората, и даже если он решит возобновить свою карьеру в крупных компаниях и с хорошими предложениями о зарплате, ему придется пройти через фильтр неподкупности, и не каждый фильтр он сможет пройти.
Каковы перспективы этих шестерых депутатов и остальных оставшихся? Будут ли они сотрудничать с социалистами? Кто из них получит рост из-за этого объединения? Социалисты могут получить удар по имиджу из-за сотрудничества с партией, которая была разрушена одним из самых ненавистных молдавских олигархов. Демократы могут потерять доверие их маленького электората из-за сотрудничества с формированием, раскритикованным за оскорбительные и непрозрачные связи с Москвой и из-за пренебрежение европейскими ценностями.
На днях еженедельник ZdG ответил на вопросы британского эксперта, который оценил нашу безопасность. Один из основных вопросов касался не электронной, физической или финансовой безопасности, а безопасности имиджа. Нам предложили представить, что может нас скомпрометировать. И мы все ответили – мы можем потерять многое, если потеряем доверие читателей, сообщества ZdG. Смысл в том, что, имея все деньги мира, если у вас нет хорошей репутации и вы не пользуетесь доверием граждан, вы можете купить себе подъем, подходящий только для падения. Часто очень опасного.
Алина Pаду