Генеральная прокуратура (ГП) завершила уголовное преследование и направила в суд уголовное дело по обвинению бывшего главы Антикоррупционной прокуратуры (АП) Виорела Мораря в злоупотреблении служебным положением, подлоге официальных документов и вмешательстве в осуществление уголовного преследования. В среду, 12 февраля, генеральный прокурор Александр Стояногло предоставил подробности дела, уже отправленного в суд, и объявил, что тем временем на имя Виорела Мораря было открыто еще одно уголовное дело за незаконное обогащение и отмывание денег в особо крупных размерах, с использованием служебного положения.
Первое дело отстраненного от должности главы АП передано в суд
Согласно обвинительному заключению, в конце декабря 2016 года бывший глава Антикоррупционной прокуратуры лично получил от бывшего лидера ДПМ Владимира Плахотнюка жалобу от 26 декабря 2016 года, в которой тогдашний лидер ДПМ просил привлечь к уголовной ответственности бывшего депутата Вячеслава Платона за клеветнический донос, поданный в УРПОПТ Румынии.
По словам Стояногло, жалоба Плахотнюка была доставлена в офис Антикоррупционной прокуратуры (АП) самим «главой этой специализированной прокуратуры, который, однако, забыл о доносе до марта 2017 года».
Глава ГП заявляет, что в марте 2017, чтобы скрыть свою халатность в отношении функциональных обязанностей и обращение Владимира Плахотнюка, точно зная, что жалоба не соответствует требованиям законодательства, Виорел Морарь попросил подчиненного зарегистрировать жалобу Плахотнюка с указанием даты 28 декабря 2016 г. и распорядился в резолюции, с указанием измененной даты, относительно рассмотрения жалобы бывшего лидера ДП прокурором, находившимся в подчинении Мораря.
По запросу Плахотнюка Морарь назначает уголовное преследование в отношении Вячеслава Платона
По словам генерального прокурора Александра Стояногло, Морарь приказал выбранному прокурору по борьбе с коррупцией начать уголовное преследование (с датой, измененной в документах – 30 декабря 2016 г.) в отношении Вячеслава Платона за клеветнический донос, подготовить проект постановления, устанавливающего полномочия Антикоррупционной прокуратуры по осуществлению уголовного преследования по этому делу в Антикоррупционную прокуратуру, а также проект постановления о создании группы по уголовному преследованию, давая ему заверения в том, что проблема с датой регистрации запроса и начала уголовного преследования является чисто технической, незначительной, он, как главный прокурор, принимал на себя всю ответственность, обращая внимание на важность подписанта жалобы.
«С вышеупомянутыми документами прокурор по борьбе с коррупцией направился в офис Генеральной прокуратуры, где, злоупотребив его доверием, ввел в заблуждение тогдашнего Генерального прокурора, который, не обращая внимания на дату вынесения постановления, подписал проект постановления, устанавливающего полномочия для осуществления уголовного преследования Антикоррупционной прокуратуры», – заявляет Стояногло.
Получив полномочия по осуществлению уголовного преследования, глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь подписал приказ о создании группы по уголовному преследованию, поставил штамп в соответствующем статистическом деле, а преступление было занесено в официальный криминологический учет.
Таким образом, в результате этих действий все жалобы и заявления, поданные ранее и впоследствии Вячеславом Платоном против Плахотнюка, были квалифицированы Антикоррупционной прокуратурой (АП) как ложные и клеветнические, без вмешательства с проверками сообщенных фактов, о которых он не единожды сообщал, согласно заявлениям Стояногло.
Дело, возбужденное УРПОПТ Румынии в отношении Владимира Плахотнюка, передано в АП
Дело было возбуждено УРПОПТ Румынии на основании доноса, поданного бывшим депутатом Вячеславом Платоном, в котором он просил привлечь к уголовной ответственности Владимира Плахотнюка и других лиц за серию особо тяжких преступлений: мошенничество, шантаж, отмывание денег, незаконный захват акции ряда банков и коммерческих обществ в Республике Молдова, а именно: КБ «Victoria Bank», КБ «Banca de Economii», АО «Asito», АО «Victoria Asigurări», АО «Alfa Engineering», – были переданы Антикоррупционной прокуратуре.
Дело было передано УРПОПТ Румынии в Антикоррупционную прокуратуру (АП) 27 апреля 2018 года, но никаких процессуальных действий в отношении лиц, указанных в материалах, переданном румынскими коллегами, не проводилось, Антикоррупционная прокуратура (АП) ограничилась допросом Платона в качестве свидетеля, чьи показания каждый раз квалифицировались как «ложные и клеветнические».
Стояногло утверждает, что главной целью этих действий был интерес бывшего главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря сохранить политическую поддержу и защиту со стороны лидера Демократической партии, с которым он был лично знаком
«Владимир Плахотнюк был в конфликте с Вячеславом Платоном, который представлял неминуемую угрозу имиджу, репутации и рейтингу Плахотнюка, а также политическому формированию, которым он руководил», – говорится в ноте ГП.
Имена Плахотнюка, Канду, Яралова, Дрэгуцана и Андронаки – в доносах Платона
По словам главы АП, Платон подал несколько обращений и заявлений в уголовно-процессуальном порядке против Владимира Плахотнюка, а именно:
– донос от 2 августа 2016 года в адрес УРПОПТ в Румынии с требованием привлечь к уголовной ответственности Плахотнюка, Канду, Яралова, Андронаки и других лиц;
– компрометирующие заявления в отношении Плахотнюка, поданные 9, 13 и 14 сентября 2016 года в рамках дела, находившегося в ведении Антикоррупционной прокуратуры;
– донос от 31 октября 2016 года с просьбой о том, чтобы Антикоррупционная прокуратура провела проверку и привлекла к уголовной ответственности Плахотнюка, Канду, Дрэгуцана, Политову, Яралова и других лиц, которые якобы вывели миллиард долларов из банковской системы Республики Молдова.
АП ни разу не допросила Владимира Плахотнюка
По состоянию на осень 2016 года Антикоррупционная прокуратура располагала конкретной информацией о причастности Владимира Плахотнюка и его окружения к «краже миллиарда», но АП ни разу не допросила бывшего лидера ДПМ.
«Как следствие, преследуя цель защиты Владимира Плахотнюка и других лиц, в том числе занимающих ответственные государственные должности, из его окружения, посредством осуществленных подлогов, прокурор по борьбе с коррупцией способствовал предотвращению его процессуального участия в качестве подозреваемого по ряду уголовных дел, касающихся расследования банковского мошенничества, он совершил вмешательство в деятельность Антикоррупционной прокуратуры и НЦБК, препятствуя быстрому, полному и объективному расследованию уголовного дела», – заявляет Стояногло.
Бывший генеральный прокурор Эдуард Харунжен допрошен по делу Мораря
В рамках этого дела бывший генеральный прокурор Эдуард Харунжен и один из бывших подчиненных временно отстраненного главы АП Виорела Мораря проходили в качестве свидетелей, поскольку не было установлено, что их действия были совершены из корыстных или иных личных интересов – обязательных элементов для юридического оформления деяния преступлением, утверждает ГП.
По словам Стояногло, два свидетеля не знали о цели, преследуемой бывшим главой Антикоррупционной прокуратуры (АП). Таким образом, донос подчиненного прокурора и представленные им вещественные доказательства послужили основанием для начала уголовного процесса по данному делу.
Следствие в отношении отстраненного от должности главы Антикоррупционной прокуратуры (АП) Виорела Мораря ведется в условиях предварительного ареста, а в среду, 12 февраля, прокуроры подадут ходатайство на продление ордера на арест еще на 30 дней.
По словам генерального прокурора Александра Стояногло, в случае признания его виновным по этому делу, Виорел Морарь рискует получить до 7 лет заключения.
- Подробная информация по делу о незаконном обогащении, в котором фигурируют Виорел Морарь и его семья
Кристина Д.
Pingback: ГП расследует все заявления бывшего депутата Вячеслава Платона о «краже миллиарда» | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Задержан отстраненный глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь | Ziarul de Gardă RUS