Высший совет безопасности созвал, 21 января, заседание для рассмотрения криминогенной ситуации в Республике Молдова, которая стала тревожной: 29 тыс. преступлений в 2019 году, из которых 167 убийств, 320 изнасилований и 94 – ограблений. Тенденции сохраняются и в 2020 году. С начала года уже было совершено 1133 преступления – 9 убийств, два ограбления и 20 изнасилований.
Татьяна Бадан, примар, Селемет, Чимишлия
Что происходит? Для нас, в селах, проблема в том, что участковые инспектораты, которые были созданы вместо полицейских участков, не справляются с ситуацией. В Чимишлийском районе, на 39 населенных пунктов, есть всего 3 участковых инспектората. На сколько частей должен разорваться полицейский? Нам не хватает общественной полиции, как в Румынии, с которой мы могли бы взаимодействовать каждый день. В остальном мы, примэрия, держим все под контролем: малообеспеченные семьи, нетрудоспособные лица, дети без опеки находятся под нашей заботой, у нас нет бездомных детей, у нас есть Социальный центр для детей из неблагополучных семей, но я не знаю, что мы будем делать в этом году. Нам сообщили, что правительство больше не будет нас финансировать.
Людмила Болбочану, преподаватель университета
Плохо то, что растет преступность среди несовершеннолетних. Интересно, где роль семьи? Будь моя воля, я осуждала бы не несовершеннолетних, а их родителей. Второе: школа. Одного психолога в школе недостаточно. Потребность в психологическом консультировании детей и семей, требующих этого, намного больше. Такова ситуация. Если мы хотим иметь психически здоровое общество, мы должны инвестировать в школу, а не в тюрьмы. Третье: церковь. Роль церкви была бы огромной, но, мне жаль это говорить, церкви в основном превратились в торговые центры. Церковь воспитанием больше не занимается. Полиция: да, нам нужен участковый в каждом селе, но только полиция проблему не решает, а все вместе, под эгидой примэрии.
Ион Дрон, Ассоциация Правосудие и справедливость
В борьбе с преступностью мы должны отталкиваться не от последствий, а от причин, от предотвращения преступности. И в связи с этим ликвидация института участкового полицейского была большой ошибкой. И сегодня у нас есть то, что есть. В наших селах, где остались одни старики и дети, на закате солнца люди закрывают наглухо окна, оставаясь один на один с сельскими преступниками. Вы знаете, что такое отсутствие полицейского в селе? Это означает, что гражданин больше не имеет связи с государством, которое должно гарантировать ему безопасность там, где он живет. Когда у гражданина нет чувства безопасности, инстинкт самосохранения диктует ему покинуть опасное место. И наши люди уезжают сегодня не столько из-за бедности, сколько из-за отсутствия безопасности, которую не может обеспечить государство.
Ион Дьяков, бывший прокурор
Я не верю в эти цифры. Убийств в 2-3 раза больше, но они не показывают нам этим цифры. Вы нашли что-нибудь о пропавших без вести? Но они, безусловно, существуют. Криминогенная ситуация в Республике Молдова катастрофическая. Причина может заключаться не только в ликвидации полицейских участков. Проблема гораздо сложнее, начиная с морального духа общества, богатства одних и бедности других. Все эти проблемы на местах превращаются в преступления. Проблема преступности не только юридическая, но и политическая. Люди с уголовным прошлом в Аппарате президента или в других должностях, это что? Или мы делаем законы и уважаем от А до Я, или все ухудшится и взорвется.
Подготовил, П. Г.