Материал Hromadske
30 лет назад в странах Центральной и Восточной Европы пали коммунистические режимы. Однако путь к этому был длительным. Польше понадобилось девять лет мирных протестов под флагами первого независимого профсоюза «Солидарность». За эти годы было подвергнуто пыткам и убито более 100 участников движения и их близких.
Электрик по специальности, Лех Валенса возглавил протестное движение и привел «Солидарность» к разгромной победе на первых частично свободных выборах в июне 1989 года. История «Солидарности» началась за девять лет до этого, в Гданьске, а именно — на местной верфи имени Ленина. Журналист hromadske поехал туда, чтобы встретиться с Лехом Валенсой и другими участниками забастовок и вспомнить события, которые привели к падению коммунизма в Центральной и Восточной Европе.
Первый независимый профсоюз
«О забастовке 1980 года очень быстро узнали все горожане», — рассказывает мне Анна Мария Мидлярская, в прошлом — переводчица Леха Валенсы. Сейчас она работает в отделе документальных фильмов Европейского центра Солидарности в Гданьске.
«Отец моего мужа работал на верфи врачом. Он рассказал нам о забастовках и сказал, что мы обязательно должны их увидеть. Я была студенткой и сначала не могла понять, почему это так необходимо. Но мой муж, который уже был там, сказал: „Это невозможно объяснить, ты должна увидеть это собственными глазами“», — говорит Анна Мария и смеется.
Она ведет нас к историческому месту — воротам верфи № 2. Именно за ними, стоя на платформе перед толпой забастовщиков, 31 августа 1980 года Лех Валенса сообщил, что «Солидарность» становится первым легальным независимым профсоюзом. Этому предшествовали недели массовых забастовок.
Горожане, которые поддерживали протестующих, приносили на верфь разные вещи, чтобы помочь. Иногда у забастовщиков были и конкретные заказы. Однажды они попросили принести бумагу для печати. «В ПНР было невозможно купить бумагу, если у тебя не было специальных документов, удостоверяющих, что ты или писатель, или журналист, или ученый. Поскольку моя мама была ученым, у нас дома была бумага. Так что это было первой вещью, которую я принесла на верфь», — делится Мидлярская.
Представители правительства ПНР в итоге согласились сесть за стол переговоров с бастующими. Восемь дней в зале охраны безопасности труда верфи делегаты обсуждали пункт за пунктом 21 требование работников, которые называли «21 постулатом августа». Среди них, в частности, было: признать независимые профсоюзы, соблюдать свободу слова и печати, вернуть работу тем, кого уволили за участие в забастовках 1970 и 1976 годов, восстановить в университетах студентов, которых отчислили за убеждения, освободить политических заключенных.
Правительство во главе с Мечиславом Ягельским согласилось принять условия забастовщиков. Подписанное 31 августа 1980 года соглашение стали называть «августовскими договоренностями». Так официально началась история «Солидарности».
«У „Солидарности“ была простая философия: если не можешь осилить нести бремя, хорошо, попроси кого-нибудь помочь. А бремя было тяжелое — Советский Союз и коммунизм», — говорит лидер движения Лех Валенса. С ним мы записываем интервью в его офисе в Европейском центре Солидарности. Валенса до сих пор активно общается с журналистами и охотно делится воспоминаниями. В его кабинете я замечаю коллаж на основе картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Вот только на коллаже за окном видны краны верфи имени Ленина, а вместо Иисуса — улыбающиеся усы Валенсы.
Когда мы встретились, Валенса был в свитере с надписью «Konstitucja». Это брендированная надпись, которую в своей рекламе использует оппозиционная партия «Гражданская платформа», к которой принадлежит и сын Валенсы. «Раньше я боролся с помощью протестов, а сейчас — так», — объясняет он.
Годы смуты
В первые недели легального существования «Солидарности» к ней присоединились более 10 млн поляков. Однако в декабре 1981 года премьер-министр ПНР Войцех Ярузельский объявляет в стране военное положение. Официально — из-за опасности введения советских войск. «Солидарность» уходит в подполье, а ее членов — преследуют.
«Некоторых из членов „Солидарности“ держали в тюрьмах в течение одного, двух, трех и четырех лет, так и не предъявив никаких обвинений. Их просто держали в неволе», — вспоминает Мидлярская.
Католическая церковь сыграла значительную роль в борьбе «Солидарности». Свою поддержку бастующим выразил даже Папа Римский Иоанн Павел II. Его портрет до сих пор висит на вторых воротах верфи в Гданьске. Каждый месяц правили специальные мессы «за родину». Одним из священников, который проводил такие службы в Варшаве, был Ежи Попелушко. В 1984 году его убила тайная полиция после часов пыток. «На его похоронах Валенса сказал: „Солидарность“ жива, потому что ты отдал за нее свою жизнь», — вспоминает Анна Мидлярская.
Победа
Несмотря на репрессии, «Солидарность» оставалась ненасильственным движением до свержения коммунистического строя. Единственным инструментом борьбы были протесты. Самые массовые проходили в мае и августе 1988 года.
«Мы протестовали все время. Но как долго можно протестовать? В течение почти десяти лет мы протестовали и протестовали. Мы были обессилены, но власть тоже устала. И после волны забастовок 88-го года они решили сесть за стол переговоров», — говорит Мидлярская.
В итоге коммунистическое правительство согласилось на первые частично свободные выборы в июне 1989 года. В результате «Солидарность» получила 99 из 100 мест в только что созданной высшей палате парламента — Сенате — и 160 мест из 161-го в Сейме (на переговорах определили квоту в 35% мест, на которые можно было свободно избираться).
«Начиналась новая эпоха — эпоха глобализации. Люди требовали изменения системы […] Но в то время политики не смогли предложить хорошие решения», — так Валенса объясняет сокрушительное поражение правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). Он добавляет: «Тогда даже коммунисты — а большинство наших руководителей учились в США и на Западе, — считали, что система проигрывает капиталистической. Они были хорошо образованы — и поэтому не так уж ревностно защищали коммунистическую систему. Это облегчало нашу борьбу».
«„Солидарность“ подарила нам свободу»
Сегодня в Польше события 30-летней давности вспоминают с гордостью. Для Гданьска борьба «Солидарности» является определяющей для собственной идентификации. Это видно сразу: как только прибываешь на главный вокзал города, в глаза бросаются логотипы Гданьска, стилизованные под эмблему «Солидарности». Их можно увидеть на зданиях, на транспорте и больше всего — в Европейском центре Солидарности, расположенном на территории верфи.
Он заработал в 2007 году, а в 2014-м получил новое здание. Его каркас выполнен из листовой стали, применяемой в судостроении, неокрашенной и ржавой. Внутри — библиотека, архив, исследовательский центр, а также музей истории профсоюза. На последнем этаже экспозиции — стена, покрытая бумажками с отзывами посетителей.
«Прежде всего здесь люди пишут, что „Солидарность“ подарила всем в Польше, а также в других странах, свободу», — рассказывает Катаржина Скшипец, которая работает в PR-отделе центра. В музее мы видим несколько групп школьников лет 14-15. Их учителя говорят, что они здесь не впервые, но сегодня — новая программа.
Анна была в центре уже пять раз, и признается, что любит сюда возвращаться: «Мы очень гордимся, что эти известные люди есть в Польше, мы счастливы, что у нас такое прошлое». Ее одноклассница Марта добавляет: «Это просто вау, что это началось в Польше, а не в какой-то другой стране».
Уроки прошлого
30 лет назад поляки продемонстрировали небывалое единство в борьбе с коммунистической диктатурой. Но, по мнению многих, сегодня достижения демократии в Польше под угрозой: из-за политики правительства, которую оппозиция и ЕС считают авторитарной.
«Такие демагоги, как Трамп или как у нас, ставят удобный диагноз, говорят, что все надо исправить, все изменить. Но они не предлагают правильных рецептов, предлагают неудачные решения ради изменений», — отвечает Лех Валенса на вопрос, почему сейчас общество в Польше такое поляризованное.
В отличие от действующей националистической и консервативной власти Польши, «Солидарность» была очень открытым движением, считает Анна Мидлярская. «Я скучаю по тому духу августа 1980-го года. Это был очень красивый момент в истории. Тогда мы чувствовали, что можем быть лучше, чем мы на самом деле были. И я считаю, это большой успех Леха Валенсы как лидера. Он открывал в людях самое лучшее, что в них было», — говорит она.
«Солидарность» была движением улиц, восставших против политического класса. История ее борьбы может вдохновлять и современное гражданское общество Польши. Ведь опыт наглядно демонстрирует: бороться за изменения ненасильственным путем и побеждать — реально.
При поддержке «Медиасети»