Материал Hromadske
Мэра Гданьска Павла Адамовича убили 9 месяцев назад. Во время благотворительного концерта в центре города на сцену выбежал 27-летний мужчина и несколько раз ударил политика ножом. От полученных травм политик умер на следующий день в больнице.
Убийство Адамовича выявило серьезную проблему современной Польши: общество в стране слишком разделено. Политическое противостояние между правой правящей партией «Право и справедливость» («ПиС») во главе с Ярославом Качиньским и центристами «Гражданской коалиции» и левыми «Lewica» в оппозиции привело к жесткому столкновению консервативных и либеральных ценностей. Политики, активисты и журналисты, с которыми общалось hromadske, сходятся в том, что со времен падения коммунизма общество в Польше никогда не было таким поляризованным. В чем же причина и как сосуществуют консерваторы и либералы в современной Польше?
«Слова могут убить»
«Это — место, где стоял гроб. Отсюда и к другой стороне музея, не только внутри здания, не только в ее окрестностях, была очень длинная очередь. Людям приходилось ждать 3-4 часа, чтобы попрощаться со своим мэром. Люди приходили в полночь или в три ночи, чтобы встать у гроба и сказать “прощай”. Лишь на несколько секунд, но они чувствовали, что должны сделать это», — рассказывает вице-мэр Петр Гжелак. Он работал с мэром Адамовичем в течение пяти лет.
С Гжелаком мы встречаемся в центре Европейской Солидарности (музей и исследовательский центр, посвященный антикоммунистическому движению «Солидарность») в Гданьске. Как говорит Гжелак, это здание, которое появилось в 2014 году, — “ребенок” Адамовича. «Это не о прошлом, это о настоящем. Он хотел, чтобы в Гданьске было место, где люди могли дискутировать».
Павел Адамович был известен своими либеральными взглядами, поддержкой мигрантов и ЛГБТ-сообщества. Он становился частым объектом критики в польских правительственных СМИ, в том числе и на общественном вещателе TVP (Telewizja Polska). Вдова мэра Гданьска Магдалена, которая сейчас является депутатом Европарламента, считает, что канал неоднократно использовал против него язык вражды. Она также возлагает на TVP ответственность за смерть мужа.
«Если в целом оценивать атмосферу, которая окружала господина Адамовича, он был мишенью огромной, невероятной ненависти со стороны общественного вещателя, — рассказывает нам Адам Боднар, польский омбудсмен. — В течение года до убийства более 100 различных материалов были направлены против него, изображая его в негативном свете. Это было связано с местными выборами в конце 2018-го».
Петр Гжелак разделяет мнение, что одним из факторов, который толкнул нападающего на преступление, был язык вражды в польском обществе: «Если ты — политический лидер, ты должен помнить, что твои слова могут убить. Я думаю, что слова политиков убили мэра. Они привнесли эти эмоции в общество, и это закончилось трагедией».
После убийства Адамовича под зданием канала TVP в Варшаве люди собрались на протест. Они требовали остановить пропаганду ненависти. Среди них — Войцех Марушевский. Он — студент Варшавского университета и активист: занимается поддержкой мигрантов и ЛГБТ-сообщества. Ему были ценности, которые отстаивал мэр Адамович, поэтому убийство политика стало для Войцеха потрясением.
По его словам, канал постоянно критиковал членов партии «Гражданская платформа», которую основал глава Европейского совета Дональд Туск. В эту же партию долгое время входил и Адамович. «Многие месседжи были наполнены ненавистью к людям из партии, к которой принадлежал Адамович. Они изображали другую часть общества как лучшую, привилегированную», — рассказывает Войцех.
Партия «Право и Справедливость», которая была у власти в Польше последние четыре года, 13 октября снова выиграла парламентские выборы. Именно правительство, которое сформировала эта политсила, и обвиняют в контроле общественного вещателя. В партии отвергают обвинения о том, что убийство Павла Адамовича стало следствием критики в TVP.
«Не существует стопроцентных доказательств, что убийца совершил преступление по политическим мотивам. Все указывает на то, что он — просто преступник, — говорит нам Ярослав Селлин, новоизбранный депутат от «ПиС. — Скорее всего, мотивы были психологические (в медиа появилась информация, что у убийцы были психические расстройства — ред.). Но необходимо дождаться окончательной оценки этой ситуации со стороны прокуратуры».
Раскол
Причина столкновения ценностей — атмосфера ненависти, которую в информационную сферу принесли политики, считает бывший депутат Сейма от «Гражданской платформы», а ныне — бизнес-омбудсмен Украины, Марцин Свенцицкий. «Сейчас поляризация общества очень сильная, раньше такого не было. Даже семьи поляризованы. Они не говорят друг с другом. Разделение действительно очень глубокое»,—рассказывает политик.
Однако напрямую связывать политические предпочтения поляков с их ценностями некорректно. Это подчеркивает член партии «ПиС» Марек Жемьян.
«В Польше принято говорить о либеральной Гражданской коалиции. Однако это не правда. Это не вся правда. Они такие же либералы, как и Христианско-демократический союз в Германии, которые в действительности являются правоцентристами, — объясняет Жемьян. — В Польше на самом же деле только три левые партии, которые идут на выборы как коалиция. Поэтому на самом деле сегодня большинство поляков считают себя консерваторами».
Ценностный раскол действительно разделил поляков на две половины, которые не сходятся во взглядах. Славомир Сераковский выделяет отдельную группу, которая находится посередине — так называемая серая зона. Этих людей больше, и именно они больше всего влияют на выборы.
«Люди хотят благосостояния уже сейчас, и им все равно, кто его предлагает — консерватор или либерал. Если Дональд Туск не смог этого сделать, то простите, люди выберут Качиньского», — говорит Сераковский. Он отмечает, что градус противостояния в обществе сегодня высокий, но он свойственен только людям с устойчивыми политическими убеждениями: «На самом деле Польша — не исключение, в США, в Великобритании есть большое различие между открытым и закрытым обществом, как часто говорят. И эти две части общества на самом деле не просто не любят, они ненавидят друг друга. Эти две группы не просто соревнуются, они хотят уничтожить друг друга».
Правозащитник Адам Боднар считает, что один из факторов, который привел к столкновению ценностей, — это деятельность правительства: «Они постоянно говорят о традиционных и консервативных ценностях. Для этого им выгодно создать такую поляризацию на политической сцене». Боднар объясняет, что в основном сторонники «ПиС», а следовательно поборники традиционных ценностей, живут в маленьких городах и селах. Большинство избирателей левых и центристских взглядов живут в больших городах.
Гданьск сегодня
Убийство мэра Павла Адамовича на некоторое время сплотило жителей Гданьска. Даже тех, у кого политические взгляды отличаются. На следующий день после того, как стало известно о смерти политика, по Гданьску прошли тысячи горожан, чтобы почтить память мэра, который работал на должности 20 лет.
«Мы, как жители Гданьска, чувствуем себя сейчас объединенными. Объединенными в плане ценностей, которые отстаивал Павел Адамович: открытость, многообразие и уважение к другим. Я думаю, именно эти ценности и собрали нас вместе возле его гроба», — считает Петр Гжелак.
Несмотря на это, политические симпатии жителей Гданьска, как и всей Польши, разделены. На парламентских выборах 2019-го Гданьск подтвердил свой статус основного либерального города — 41% голосов горожане отдали оппозиционной силе — «Гражданской коалиции». Главная партия этого блока, «Гражданская платформа», позиционирует себя как либеральную право-центристскую силу. Однако поддержка консервативной «ПиС» по сравнению с выборами 2015 года тоже выросла на 2,5%: в 2019-м за нее проголосовали 32% избирателей в Гданьске.