В результате аварии, произошедшей 30 сентября на пересечении улиц Онисифор Гибу и Алба-Юлия из сектора Буюкань, Кишинэу, 25 пострадавших в возрасте 19-67 лет с различными травмами получили специальную помощь в Институте неотложной медицины (ИНМ), а двое детей были госпитализированы в Муниципальную детскую клиническую больницу им. Валентина Игнатенко. По словам врачей, были мобилизованы все свободные машины скорой помощи из Кишинева, и как только пострадавших начали привозить в ИНМ, в медучреждении был объявлен Красный код реагирования.
Пострадавшие с ужасом вспоминают день 30 сентября. Они говорят, что эта авария сильно повлияла на их жизнь, и с этого момента они будут бояться ездить в общественном транспорте. Пострадавшие признают, что с трудом представляют, как это могло произойти, и считают, что всему причиной является высокий уровень коррупции в Республике Молдова.
Команда ZdG побывала в ИНМ, чтобы побеседовать с пострадавшими и врачами о 30 сентября.
Красный код реагирования
Через 25 минут после вызова, машины скорой помощи привезли 25 пострадавших. Был объявлен Красный код реагирования, и все врачи, которые были свободны, спустились в Приемное отделение и, в зависимости от профиля, обследовали состояние пациентов. Стоял большой шум. Родственники пострадавших были в панике. Им потребовалось вмешательство психологов.
Директор ИНМ Михай Чокан отметил, что из 25 человек, девять были госпитализированы, двое отправились домой по собственной инициативе, поскольку у них не было серьезных травм, а еще 14 получили медицинскую помощь в Приемном отделении ИНМ.
Отделение нейрохирургии: «Задняя дверь троллейбуса вылетела, и я полетела с ней»
На пятом этаже ИНМ, в Отделении нейрохирургии мы нашли Денису Ирину Калистру, одну из пострадавших. Денисе 19 лет, и ее срочно госпитализировали с сотрясением мозга и множественными ранами лица и руки. Начальник Отделения нейрохирургии Ион Марина заявил, что у пострадавшей при поступлении была головная боль, боль в области лица, в области руки. Девушка была в шоке. Теперь ее голова и рука перевязаны, и лицо опухло и синее.
«На данный момент пациентка находится вне опасности. Находится под наблюдением врачей. Мы надеемся, что все будет хорошо. Такая травма не должна оставить никаких последствий. Это черепно-лицевая травма. Для восстановления потребуется четыре недели. Психологически, пациентка более стабильная, осознает, что происходит, помнит все, что было» – говорит начальник отделения.
Дениса – студентка Кишиневского финансово-банковского колледжа. После занятий она работает приёмщицей. Дениса рассказала, что 30 сентября был обычным днем. Она возвращалась домой из колледжа, планировала поесть и пойти на работу.
«Я никогда не забуду день 30 сентября. Он оставил глубокий след в моей жизни. Надеюсь, после этой аварии что-то изменится. Надеюсь, после этого власти вовремя примут меры. Я хочу, чтобы в этой стране было лучше. Мы все же живем в Европе, но что это за демократия?», – вопрошает она.
«Когда произошел удар, я не поняла, что происходит, у меня заклинило в ушах, я плохо слышала. Все произошло буквально за минуту, после этого я потеряла сознание. Те, кто видел, что произошло, сказали мне, что задняя дверь троллейбуса вылетела, и я полетела с ней», – говорит Дениса дрожащим голосом.
«В школах и везде очень большая коррупция»
Дениса утверждает, что не поняла, что произошла авария. «Мне показалось, что троллейбус взорвался». Только позже она узнала о случившемся.
«Я поняла, что троллейбус шел нормально, собирался остановиться на остановке. Сзади появился черный Порше, за рулем которого находилась женщина. В тот момент, в троллейбусе было около 30 человек, 25 из которых попали в больницу», – говорит она.
Девушка испытывает противоречивые чувства к женщине, которая находилась за рулем, узнала из СМИ о пяти уголовных делах на ее имя и 43 судебных исках о ее правонарушениях. Более того, Дениса злится на власти, которые не вмешались вовремя. Молодая женщина ссылается на высокий уровень коррупции, который по ее мнению является основным фактором, который привел к аварии.
«Можете сказать мне, в какой стране мы живем? В Африке, в Эфиопии? Где еще коррупция такая большая? То есть, было так много протоколов, а она все равно ездила на автомобиле? Вполне естественно, что эта авария случилась. Полиция должна заниматься всем этим, а не брать взятки на каждом шагу. Мы ходим в школу, везде видим, насколько велика коррупция. Я бы хотела что-то изменить в этой стране, не жить так! Значит, некоторые влиятельные люди контролируют все в этой стране. Я хочу, чтобы это изменилось! Теперь я подала документы в МГУ, на факультете международных отношений, и я хочу участвовать в этом, я хочу кое-что изменить. Молодежь должна больше заботиться о том, что происходит, полиция то же», – заявила Дениса со слезами.
ИЗ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ: «Если бы она врезалась в троллейбус, из нас ничего не осталось бы, никто не выжил бы»
В Ортопедическое отделение были госпитализированы три человека с множественными травмами. Одному пациенту с переломами была оказана немедленная медицинская помощь, а два других пострадавших находятся в предоперационной подготовке и им предстоят операции.
«У одного пациента было сотрясение мозга, его предплечье было сломано, и у него был перелом таза, но ему не потребовалось хирургическое вмешательство. У другой пациентки перелом бедренной кости, а у третьей перелом в области коленного сустава. Их общее состояние среднее стабильное, без опасности для жизни. Психологически, естественно, им тяжело, на данный момент они спокойные, у них нет психоза. Они легче преодолеют этот этап, когда начнут ходить самостоятельно, но, так, еще рано говорить о психологической реабилитации. Любая травма оставляет последствия в жизни человека, это не нормально, стоять на остановке или быть в троллейбусе и получить переломы, естественно остаются последствия», – объясняет врач ортопед-травматолог Андрей Мунтяну.
Нина Смачных – пациентка, которая перенесла экстренную операцию, у которой левая часть тела была полностью повреждена. Как и Дениса, Нина стояла в задней части троллейбуса. Она мало помнит о том, когда произошла трагедия. Она сразу потеряла сознание, а через шесть часов проснулась в больнице. Она говорит, что впервые находится в больнице и это ее сильно удручает.
Нине 67 лет и она работает в поликлинике № 5 на Буюканах. Женщина направлялась на работу, села в троллейбус на остановке на ул. Париж. Она помнит, что вошла в заднюю дверь, было много людей, троллейбус начал двигаться, но дальше «фильм прекращается».
«Сначала боль была такой сильной, что я даже не могла двигаться. Здесь мне сделали операцию, лечат меня, заботятся обо мне, но мне больно и обидно за то, что произошло. Когда все болит, это очень тяжело. Будут последствия, я это понимаю. Во-первых, у меня сотрясение мозга, и вовсе не легкое, сломана рука, трещина в тазовой кости, и это уже большая проблема. Я рассчитываю на то, что все будет хорошо, но не думаю», – говорит плача женщина.
Нина рассказывает, что всю жизнь ездила на общественном транспорте, а сейчас, после перенесенного шока будет бояться даже приблизиться к троллейбусу или автобусу.
«Причиной около 80% ДТП является алкоголь»
8 октября, спустя девять дней борьбы между жизнью и смертью в Реанимационном отделении ИНМ, спровоцировавшая аварию женщина скончалась. Врачи рассказывают, что ее состояние было очень тяжелым, у нее были абдоминальные кровотечения, ее шансы на выживание составляли 5-7%. После того, как ее привезли в скорую, ее немедленно отвезли в операционную, где провели операцию. Несмотря на то, что операция прошла успешно, состояние пациентки оставалось критическим.
«Участники аварии потребляли алкоголь, и это основная причина. С такой скоростью передвигаться по микрорайону очень рискованно. Вот почему, позвольте мне сказать вам, около 80% ДТП у нас происходят из-за алкоголя», – утверждает Михай Чокан.
Врачи Скорой: «Когда мы приехали, увидели ужасную картину»
Василе Тодираш – один из врачей скорой помощи, который приехал к жертвам аварии 30 сентября. Мужчина работает в скорой помощи уже более 21 года, но говорит, что запомнит на всю жизнь эту «страшную аварию».
«Такие вызовы очень редкие, но их помнишь многие годы, возможно, даже всю жизнь. И теперь 30 сентября один из таких случаев. Вероятно, я никогда не забуду этот день», – говорит врач.
Бригада скорой помощи возвращалась с другого вызова, и когда возникла чрезвычайная ситуация, она направились прямо на место трагедии, где уже были три машины скорой помощи, полиция и пожарные.
«Мы не знали, что нас ждет на пересечении улиц Алба-Юлия и Онисифор Гибу. Мы двигались настолько быстро, насколько это было возможно. Когда мы приехали, я увидел ужасную картину с большим количеством людей. Там было много крови, много паники, много обломков на земле, испуганные люди. Между деревьями, на траве, на тротуаре было очень много людей, и каждые два-три гражданина держали по одному пострадавшему. Я слышал много криков, потому что каждому казалось, что человек, которого они держат, самый тяжелый», – рассказывает врач скорой помощи.
Василе Тодираш говорит, что в своей практике у него было всего пять таких случаев, «но, по числу людей, думаю, это было впервые, потому здесь было 25 пострадавших. Из моего опыта это был самый тяжелый случай».
Даниела КАЛМЫШ / ZDG
Pingback: Пострадавшие в аварии на Буюканах рассказали о том, что пережили | Pages.md