Материал Hromadske
Владимир Зеленский, 300 журналистов и более 14 часов о войне на Донбассе, скандале вокруг телефонного разговора с Трампом, ошибках Порошенко, возвращении оккупированных территорий и живущих там украинцев, ПриватБанке и олигархах — hromadske рассказывает о главных ответах президента во время пресс-марафона.
10 октября на Kyiv Food Market прошел первый большой пресс-марафон президента Украины Владимира Зеленского. Более 1 тыс. журналистов отправляли заявки на аккредитацию, но только 300 ее получили. По словам Юлии Мендель, пресс-секретаря президента, в список не попали те СМИ, которые хотели отправить больше людей от редакции, у кого не было удостоверения журналиста и те, кто написал после окончания аккредитации, либо издание оказалось не зарегистрированным.
Пресс-марафон начали в 10 утра, журналистов пускали небольшими группами по 7-10 человек. У каждой группы было полчаса на разговор с президентом, но, по факту, представители СМИ постоянно нарушали тайминг. На вопросы журналистов Зеленский отвечал на трех языках: украинском, русском и английском, так как на марафон приехали иностранные СМИ.
О телефонном разговоре с Трампом
Президент заявил, что телефонный разговор с Трампом, который состоялся в июле и детали которого были опубликованы, не имел отношения к выделению финансовой и военной помощи Украине. По его словам, главной темой беседы была предстоящая встреча с президентом США.
«Шантажа не было, потому что это (военная помощь США Украине — ред.) не было предметом разговора», — заявил Зеленский.
Зеленский отказался комментировать слова Трампа, расценив это как вмешательство в американскую законодательную систему, предстоящие выборы в 2020-м. Он также добавил, что не чувствовал давления со стороны американского президента.
О Трампе и России
По словам Зеленского, во время встречи Трамп уверял его, что поддерживает Украину по поводу санкций и войны на Донбассе, что он полностью на стороне Украины. «Но это жизнь, все может быть не так, как мы представляем, — сказал президент. — Если будут какие-то соглашения между США и РФ, о которых не знает Украина, это будет плохим сигналом».
О возвращении жителей оккупированных территорий
Отвечая на первый вопрос журналиста Алексея Мацуки из «Новостей Донбасса» о том, что бы он сказал жителям Луганска и Донецка, которые боятся возвращения Украины, Зеленский сказал: «Та часть людей, которая живет там и чувствует себя украинцами, — они должны знать, что мы их вернем вместе с территориями. Это наш план “А”».
План «Б», по словам президента, если возврат территорий затянется, обеспечить людям возможность жить на подконтрольной территории. Лучшим средством коммуникации он назвал обустройство пунктов пропуска на линии разграничения, потому что это «живое телевидение» для тех, кто регулярно пересекает КПВВ.
Об украинцах, которые едут в Россию
«Я думаю, что, во-первых, виноваты мы, потому что они не имеют альтернативы и едут работать, — сказал Зеленский. — Во-вторых, у многих в России есть родственники. Те, кто может поехать в другую страну, но едет в Россию — это моральный вопрос, но это их выбор. Они должны понимать, что могут попасть за решетку в России, и Украине нужно будет их доставать, потому что это ее граждане». По словам президента, все, что Украина может делать — это проводить коммуникацию и говорить об этом в СМИ.
Об авиасообщении с РФ
Зеленский заявил, что запрет авиасообщения с РФ Украине не выгоден. «Но наши люди должны этого хотеть, это важно», — сказал он.
Об амнистии, законе об особом статусе Донбасса и «нормандском формате»
Обсуждение этих вопросов будет вынесено на повестку на встрече «нормандской четверки»: «Если мы хотим мира и хотим урегулирования на Донбассе, то мы должны принимать такой закон, если нет — мы уходим из Минского процесса и остаемся один на один с Россией», — заявил Зеленский.
Он подчеркнул, что не может говорить об автономии Донбасса. Зеленский считает, что нужно говорить о гуманитарных вопросах, которые Украина готова решать. «Нет смысла говорить об особом статусе Донбасса, потому что такого закона пока нет», — сказал президент.
На встрече также, возможно, будет затронут вопрос Крыма. Впрочем, когда она состоится — пока неизвестно.
«РФ отказалась проводить встречу 16 сентября, потому что эта дата у них занята — так они мне сказали… В целом было ощущение, что это никому не нужно из власти. Мы сказали: нам нужно смотреть друг другу в глаза и понять, кто чего хочет, и понять реальные шаги, когда и как закончить войну», — отметил Зеленский.
Он надеется, что дата встречи будет известна на следующей неделе, а сама встреча состоится в ноябре.
Если «нормандский формат» будет откладываться, Украина начнет поиск других форматов. Зеленский также заявил, что готов на прямые переговоры с Путиным, чтобы вернуть политзаключенных.
О выводе российских войск из Донбасса
Одно положение Минских соглашений Зеленский считает проблемным — контроль над границей с Россией Украина получит уже после выборов. Он считает это неправильным: «Относительно Донбасса вообще есть план “Б”, но говорить о нем пока не буду», — сказал Зеленский.
Во время пресс-марафона Владимир Зеленский заявил: «Я шел, как президент мира, Я хочу закончить войну».
О Порошенко
По словам Владимира Зеленского, ошибка Порошенко в том, что ему кажется, что он может быть лидером другого Майдана.
«Он забывает, что он уже не президент. Он против разведения сил и ему кажется, что в связи с этим может быть Майдан», — сказал президент.
В то же время Зеленский признал, что Офис президента недостаточно хорошо объяснил населению позицию Украины касательно «формулы Штайнмайера», и это было ошибкой. Однако именно согласование формулы он не считает ошибкой.
О риске возврата ПриватБанка украинскому олигарху Коломойскому
Зеленский отметил, что его задачей является сделать так, чтобы из государственного бюджета не было потрачено ни копейки: «В вопросе ПриватБанка я буду защищать интересы Украины», — подчеркнул он. Президент против переговоров власти с бывшими владельцами банка, но если такие переговоры состоятся, например, по решению суда, то можно привлечь международных экспертов из МВФ и вместе с ними разобраться в ситуации.
О давлении Запада и усталости от Украины
Зеленский согласился, что в Европе чувствуется усталость от Украины и агрессии России против нее, а западный бизнес давит на власть своих стран.
«Но наша новая команда — толчок, чтобы Украину поддерживали и сохранялись санкции против России», — сказал он и признал, что западные лидеры могут давить на Украину во время встречи «нормандской четверки».
«Но каким бы ни было давление, решение по поводу каких-то компромиссов, которые будут угрожать в целом настроениям в стране или независимости Украины, я принимать не собираюсь», — подчеркнул президент.
О делегации Украины в ПАСЕ
«Я думаю, что они правильно сделали, что покинули ПАСЕ в знак протеста против возвращения России», — сказал Зеленский. В то же время, президент пока не знает, будет ли новый состав делегации, который формируется сейчас, участвовать в заседаниях Ассамблеи: «Мы будем это обсуждать».
Об обмене с Беларусью
Зеленский считает, что при предыдущей власти на какое-то время об украинском журналисте Павле Шаройко просто забыли (осенью 2017 года в КГБ Беларуси заявили, что задержали украинского журналиста Павла Шаройко якобы за шпионаж), но с Беларусью, по его мнению, надо налаживать отношения и обмен Шаройко способствует этому.
Также Зеленский рассказал о разговоре с президентом Беларуси Александром Лукашенко о возможном размещении на их территории российских войск; Лукашенко заверил, что этого не будет.
О поддержке людей, которые побывали в плену
Зеленский считает, что людей, которые были в плену, необходимо поддерживать. «Мы поставили соответствующую задачу для правительства», — заявил президент.
О крымских татарах
Зеленский рассказал, что говорил с Джемилевым и Чубаровым об изменениях в Конституции касательно крымскотатарской автономии в Крыму и статуса коренного народа для крымских татар. Они пообещали внести свои предложения по этим законопроектам.
«Это один из путей поддержки крымских татар, но я не думаю, что это вернет Крым и решит вопрос деоккупации».
О российских пропагандистах, в частности, Ольге Скабеевой (телеканал Россия 1)
Зеленский заявил, что у него нет времени отвечатьжурналистам, которые «не тепло относятся к нашей независимости».
О телеканалах ZIK, «112 Украина» и NewsOne
Президент сказал, что не влияет на Нацсовет, и что в случае с каналом «112 Украина» вопрос в лицензии, а не в политике. Также Зеленский пообещал рассмотреть судебный иск Нацсовета, который просит суд отобрать лицензию у канала NewsOne.
Об убийстве журналиста Павла Шеремета
На вопрос журналистки hromadske Юлии Банковой Зеленский ответил, что не он занимался этим вопросом два года, а поэтому не принимает критику в свой адрес. «Я хочу результата в этом деле, но давайте подождем». Также президент ответил на вопрос о том, почему в отношении дела об убийстве Шеремета соблюдается такая секретность: «Я не могу рассказать вам, в чем секретность дела, я сорву операцию». Зеленский сказал, что обсуждал с силовиками сроки завершения расследования, и если эти сроки не будут соблюдены, то руководство МВД отправится в отставку.
Об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе
Зеленский заявил, что надо поставить точку в деле Гонгадзе, что он готов помогать. Но не может обещать, что это будет сделано. «Я просто не знаю, на какой стадии это дело. Я не занимаюсь всеми уголовными делами. Я с уважением отношусь к памяти господина Гонгадзе. Но для меня приоритетнее вопросы войны, я буду честным. Я думаю сначала о живых», — сказал он. Также Зеленский сказал, что для общения с бизнесменом Виктором Пинчуком ему достаточно того, что Пинчук не фигурирует в деле Гонгадзе.
О влиянии Пинчука или Коломойского
«Я совсем не чувствую этого влияния. Никто на меня не повлияет, отношения будут выстраиваться только на том, чтобы были равные правила, чтобы они жили по закону и их деньги вкладывались в Украину», — заявил президент.