Прошло почти 100 дней со дня смены власти, а за этот промежуток времени несколько резонансных дел, возбужденных в период правления Демократической партии, приняли неожиданный оборот. С того момента, как демократы объявили о том, что уходят в оппозицию, магистраты нескольких национальных судов резко изменили свои гипотезы и приняли неожиданные решения в рамках некоторых дел, а многие заключенные были освобождены.
ZdG сделали ретроспекцию дел, инициированных в период правления ДПМ, но разрешенных с приходом нового правительства к власти.
12 июня – Точка в деле активиста, вылившего ведро молока на бывшего министра
30 сентября 2016 года активист Андрей Доникэ вылил ведро молока на бывшего министра финансов Октавиана Армашу, нынешнего руководителя Национального банка. Активист упрекнул министра в том, что правительство возложило на плечи граждан долг, возникший в результате «кражи миллиарда». Спустя два года после этого инцидента, в сентябре 2018 года Андрей Доникэ был приговорен к одному году лишения свободы условно.
Позднее, спустя всего четыре дня после назначения нового правительства и образования парламентского большинства, состоящего из ПСРМ и блока ACUM, Кишиневская апелляционная палата решает, что этот поступок Доникэ был на самом деле правонарушением, а процесс о правонарушении завершился, поскольку истек срок давности.
16 июня – Ренато Усатый возвращается в Республику Молдова
Лидер «Нашей Партии» Ренато Усатый был объявлен в розыск молдавскими властями в октябре 2016 года. Он обвиняется в том, что лишил российского банкира Германа Горбунцова контрольного пакета акций в размере более 113,5 миллионов леев в Кишиневском Universalbank. В то же время Усатый подозревается в соучастии в покушении на Горбунцова и заказе его убийства.
После почти двухлетнего отсутствия в стране, 15 июня, после смены правительства, Усатый объявляет, что его возвращение домой «очевидно, поскольку в стране больше не может быть того беспорядка, что был». Таким образом, 16 июня, после того, как Усатый пересек таможню Скулень, он был задержан и перевезен в Прокуратуру по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД). После нескольких часов слушаний, Усатый был освобожден прокурорами, отказавшимися выдавать ордер на его арест, поскольку «основания для выдачи ордера на арест исчезли», и должен будет являться добровольно по вызову прокуроров.
19 июня – Дело бывшего депутата, осужденного за предательство родины, отправлено на пересмотр
После того, как бывший депутат Юрий Болбочану, приговоренный первой инстанцией к 14 годам лишения свободы за предательство родины, провел более двух лет в тюрьме, 19 июля 2019 года Апелляционная палата отправила на пересмотр его дело, после того, как было установлено, что в случае ответчика «были существенно нарушены права, гарантированные как Конституцией Республики Молдова, так и ЕСПЧ и Уголовно-процессуальным кодексом».
Как отмечается в обоснованном решении Кишиневской АП, данные нарушения «равносильны судебной ошибке, которая будет исправлена путем отмены приговора первой инстанции с разрешением на пересмотр дела». В тот же день Болбочану был освобожден из-под ареста.
27 июня – Андрей Транга освобожден из-под ареста
Андрей Транга, совладелец сети ресторанов Andys Pizza и La Plăcinte, был задержан прокурорами по борьбе с организованной преступностью и особым делам 26 апреля 2019 года. Прокуроры обвинили Трангу в участии в схеме захвата бизнеса Виорела Варзаря, а именно предприятия ООО Molinart Grup. На второй день судьи выдали 30-дневный ордер на арест Транги, который затем был продлен. Спустя почти два месяца заключения, 20 июня судьи отправили Трангу под домашний арест, а позднее, 27 июня, тот был освобожден из-под ареста.
Транга обвинил ПБОПОД, СИБ и Генеральную прокуратуру в злоупотреблении властью, вмешательстве в осуществление правосудия и сознательном привлечении к уголовной ответственности. Предприниматель заявил, что его бизнес подвергся принудительной попытке со стороны лиц, связанных с ДПМ, присоединить его посредством сфабрикованного дела.
8 июля – Домника Маноле была оправдана после того, как прокуроры отказались от обвинений
8 июля 2019 года магистраты Кишиневского суда решили, что бывшая судья Домника Маноле не нарушала уголовный кодекс в апреле 2016 года, когда отменила постановление Центральной избирательной комиссии (ЦИК) об отказе в проведении национального консультативного референдума, предложенного платформой «Достоинство и правда» (ДП).
Вынесение оправдательного приговора облегчил отказ прокурора по делу от уголовных обвинений. По словам прокурора, показания свидетеля со стороны защиты и заключения некоторых экспертов являются основанием отказа обвинителей выдвигать уголовные обвинения бывшему магистрату.
9 июля – Активист, давший пощечину депутату Сергею Сырбу, освобожден из-под ареста
21 марта 2019 года, вскоре после конституционного заседания Парламента X-го созыва, перед кафе произошел обмен репликами между депутатом Сергеем Сырбу и гражданским активистом Павлом Григорчуком, в результате чего последний ударил Сырбу. В то время, как Григорчук утверждает, что дал пощечину своему бывшему коллеге по партии из ПКРМ, Сергей Сырбу заявил, что ему поставили диагноз сотрясение мозга, поскольку Григорчук ударил его кулаком или предметом в правую часть головы.
Павел Григорчук был задержан в тот же день, а Буюканская прокуратура возбудила дело о хулиганстве. На второй день Григорчуку было предъявлено обвинение, а его действия – квалифицированы как хулиганство. После трех месяцев содержания в тюрьме и под домашним арестом, а также после нескольких ходатайств адвокатов, требовавших отмены меры пресечения, 9 июля суд принял решение о временном освобождении Григорчука под судебный контроль, срок действия которого истек 8 августа.
19 июля – Георге Петик, освобожденный после 9 месяцев ареста
Лидер территориальной организации ППДП и бывший пограничный полицейский Георге Петик был задержан 12 октября 2018 года после того, как в Единый центр 112 позвонила жительница города Унгены, просившая помощи и вмешательства полиции. Лицо по телефону жаловалось, что подверглось физическому насилию, а затем было изнасиловано в своем собственном доме. Позже, 20 марта 2019 года, Георге Петик был приговорен судом первой инстанции к трем годам и шести месяцам заключения за изнасилование.
За все это время, с момента его задержания, Петик отрицал выдвинутые против него обвинения, отмечая, что против него было возбуждено дело по политическим мотивам.
После девяти месяцев ареста, а также после нескольких заседаний, на которых адвокаты и сторонники Петика потребовали его освобождения из-под ареста, 19 июля, после слушания, которое длилось более восьми часов, состав суда АП Кишинева принял решение о пересмотре дела Петика в первой инстанции, освободив бывшего пограничника из-под ареста.
20 августа – Экс-сотрудник «Почты Молдовы», рассказавший о контрабанде анаболиками, был оправдан Кишиневской АП
Бывший сотрудник ГП «Почта Молдовы» Сергей Чеботарь, приговоренный первой инстанцией к восьми годами лишения свободы по делу о растрате чужого имущества и принуждению к труду, был оправдан магистратами Кишиневской апелляционной палаты, отметившими, что действия обвиняемого не соответствуют элементам преступления.
Чеботарь был задержан в июле 2016 года, после того, как в полицию было подано 16 жалоб от нескольких лиц, заявивших, что тот заставил их выполнять сельскохозяйственные работы и не заплатил им. Ранее Сергей Чеботарь сообщил прессе, что еженедельно по почте за границу отправляются десятки пакетов с анаболиками, запрещенными лекарственными веществами, особенно используемыми спортсменами для увеличения мышечной массы и повышения работоспособности.
Штефан Глигор, юрист, руководитель программы в CPR Moldova: «Очевидно, что многие из этих дел были возбуждены для того, чтобы ликвидировать некоторых людей или оказать на них давление, чтобы закрыть рты этих людей или заставить их вести себя более лояльно. Использование уголовного преследования с целью нейтрализации противников режима Плахотнюка было обычным делом. В этой ситуации важно понимать, что прокуроры и судьи, вынесшие обвинительные приговоры, должны пройти повторную аттестацию, поскольку они позволили повлиять на себя с политической точки зрения в лучшем случае, а в худшем – со стороны организованной преступной группировки, которая, контролируя Высший совет магистратуры и председателей судов, оказывала давление на людей, неудобных для режима. Они поняли, что власть сменилась, и что опасно осуждать невинных людей. Судьи понимают, что им больше незачем осуждать невиновных людей, поскольку Плахотнюка и его единомышленников больше нет».
Диана ГАЦКАН / ZdG
Pingback: Экс-премьер об освобождении осужденных во времена управления ДПМ: «Такие подходы очень странные» | Ziarul de Gardă RUS