В 30-е годы прошлого века по всей территории Советского Союза были возведены тысячи санаториев. Как правило, эти советские здравницы имели помпезный вид и пользовались огромной популярностью не только среди местного населения, но и у представителей власти.
Санатории, расположенные на морских побережьях или вблизи полезных термальных источников, принимали десятки тысяч человек за сезон. Журналисты из стран Восточной Европы решили узнать, что стало с санаториями, которые были «символами эпохи».
Грузия: реанимация после войны
Курортный город Цхалтубо на Западе Грузии богат азотными минеральными источниками. Первых посетителей здешние курорты приняли еще в 18 веке, но настоящую популярность город обрел после 50-х годов 20-го века.
Но в 1993 году Цхалтубо заполонили люди, бежавшие от войны в Абхазии (зона грузино-абхазского конфликта расположена буквально в нескольких часах езды отсюда). Беженцев расселяли на скорую руку – в здания, принадлежавшие государству. Самым удобным временным жильем были гостиницы и санатории. Тогда казалось, что это только временные жилища, но многие вынужденные переселенцы до сих пор ютятся в санаторских комнатах. Город как будто утоп в вязкой нищете, и власти пока не могут найти из нее выхода, хоть и стараются.
О том, как в Грузии пытаются вдохнуть вторую жизнь в некогда знаменитый курорт, читайте в материале JAMnews: «Грузинский город Цхалтубо – заброшенный рай».
Азербайджан: живая вода на любой кошелек
Отстроенный в 50-е годы курорт Лянкяран пытался сопротивляться судьбе, но все-таки полностью пришел в упадок в 2010 году. Через 8 лет на его месте возвели новый современный комплекс. Он роскошен, дорог и – не популярен. В день, когда этот санаторий посетила съемочная группа Мейдан-ТВ, в гулких коридорах санатория ей удалось встретить только одного постояльца. Это неудивительно – одна ночь в санатории обходится свыше 100 долларов, причем сумма не включает стоимость термальной ванны.
Но местные предприниматели решили, что «живая вода» должна быть доступной для всех и открыли бюджетную версию спа-курорта. Обслуживание здесь в десятки раз дешевле, чем в роскошном комплексе неподалеку.
О том, за что местные жители любят азербайджанские термальные источники, читайте в материале Мейдан-ТВ: «Дорогие и дешевые термальные воды в Лянкяране».
Молдова: не для всех доступный отдых
В Молдове желающих подлечиться в санаториях много, но далеко не все могут себе это позволить. Санатории здесь, как и в советские годы, существуют благодаря государственному финансированию. И так же, как прежде, здесь действует система бесплатных путевок. То есть государство пытается обеспечить своим гражданам доступный отдых, но удается это не всегда – некоторым людям приходится годами дожидаться своей очереди на лечебные процедуры. По наблюдениям журналистов газеты ZdG, платные путевки чаще всего покупают иностранцы и давно переехавшие за границу молдаване.
О том, что бывшие советские санатории предлагают отдыхающим в Молдове читайте в материале Ziarul de Gardă: «Высокий спрос, непосильные цены».
Латвия, Литва и Эстония: ностальгия как залог успеха
Даже такая непродуктивная эмоция как ностальгия по советскому прошлому может оказаться экономически выгодной – это доказывает санаторий «Беларусь» в Литве. Многие гости «Беларуси» приезжают сюда по старой памяти, причем, не только сами бывшие советские трудящиеся, но и их дети и внуки.
Санаторий «Беларусь» – по-настоящему успешное предприятие. Даже по европейским меркам его можно назвать крупным налогоплательщиком. «Беларусь» принадлежит белорусскому государству. Это не единственный санаторий в собственности у третьих стран. Например, «Янтарный берег», расположенный в латвийском городе Юрмала, принадлежит России, причем тяжба за него между двумя странами тянулась до 2013 года.
О том, как смогли возродиться бывшие советские санатории в Литве, Латвии и Эстонии читайте в материале Новой газеты-Балтия: «Отдых по-советски».
Над материалом в рамках Медиасети работали: Дмитрий Авалиани, Катерина Александр, Ольга Булат, Манана Вардиашвили, Мария Епифанова, Игорь Ионеску, Олег Кофман, Яна Лешкович, Диана Петриашвили, Давид Пипиа, Андрес Путтинг, Севда Самедова, Мария Спиридонова, Корина Шеремет