Министр внутренних дел Андрей Нэстасе обратился, 22 июля, в Генеральную прокуратуру с просьбой выдать ордер на арест бывшего лидера ДПМ Влада Плахотнюка и объявить его в международный розыск за отмывание денег и узурпацию государственной власти. Неделей ранее такой же запрос поступил и от ЛП, и от премьер-министра Майи Санду.
«После начала его преследования мои коллеги будут выполнять полномочия по привлечению Плахотнюка к ответственности… Он даже не подозревает, насколько быстро это произойдет», – заявлял Нэстасе.
Ион Косташ, экс-министр обороны
Возможно. Плахотнюк, и об этом знают те, кто должен знать, находится где-то в Америке. Экстрадируют его или нет? Зависит. Давайте вспомним, что заявил посол США в Кишиневе, когда его спросили, находится ли Плахотнюк под американской протекцией. Ответ был таков: у Америки нет никаких обязательств перед Владом Плахотнюком, и если будут направлены официальные запросы со стороны Р. Молдова, и Правительство США установит, что существуют доказательства его вины, он может быть экстрадирован. Но что, доказательств нет? В избытке. Вагоны. Нужно только захотеть. Я думаю, что столько зла, столько ненависти собрал этот Плахотнюк против себя и своей команды, что им никак не спастись. Я думаю, что Парламент снимет иммунитет с него и Шора, даже если некоторые социалисты будут увиливать, поскольку они также причастны к краже миллиарда … Далее важно, как поведут себя Правительство, СИБ, МВД…
Валентина Стурза, Ассоциация бывших депортированных
После всего, что он сделал, он должен быть арестован и предан суду. И Плахотнюк, и Шор. И не только они. Все теперь говорят о Плахотнюке и Шоре. Но остальные, что делать с ними? Раз мы сказали, чтобы делаем генеральную уборку, так пусть будет генеральная уборка, поскольку воровство весьма умножилось. В Р. Молдова крали и до них, но то, что они сделали, превысило любую меру. Настоящие бандиты. Для депортированных, чтобы компенсировать их имущество или дать какие-то пособия, у них неоткуда. На пенсии, зарплату, на другие социальные нужды у них нет денег, а красть – крадут миллиардами. Их нужно доставить в Молдову и судить. Им нет оправдания. Они знали, что делают, пусть заплатят за это. Я бы их судила на открытых судебных заседаниях с трансляцией по всей республике. Чтобы было уроком и для других. Но будут ли они пойманы и судимы, я не знаю. Им нельзя было позволить уехать. Теперь, вероятно, будет труднее вернуть их обратно. Дела нужно ускорить.
Серджиу Мустяцэ, историк
Ожидания людей велики. Вопрос в том, насколько это важно для общества, настолько и сложно. Прокуратура давно должна была вмешаться. Ее бездействие вызывает подозрения, тем более что существует достаточно подозрений или, более того, доказательств. У нас пали правительства, основные права ограничивались только по подозрению, но здесь зашли так далеко. Тот факт, что нынешняя власть взяла на себя инициативу, похвален, должен быть доведен до конца. Я не думаю, что эти запросы, будь то от ЛП, от Майи Санду или от Андрея Нэстасе, были политическим пиаром, хотя там, где есть серьезные общественные проблемы, существует и политический интерес. Я не думаю, что кто-то хочет собрать дивиденды с такой проблемы. Это было бы, по крайней мере, несерьезно.
Николае Осмокеску, университетский профессор
Любое официальное заявление, независимо от того, кто его делает, об аресте и экстрадиции Плахотнюка или Шора, остается просто декларацией, если не включает в себя определенные специальные процедуры. Во-первых, против лица в стране происхождения должно быть возбуждено уголовное дело, предусматривающее уголовное наказание на срок не менее 3 лет. Во-вторых, это дело должно поступить в Интерпол. Только после этого его представители анализируют, есть ли основания для того, чтобы лицо дано в международный розыск. Также зависит от страны, в которой они находятся, и от того, какой у них статус: беженец, гражданин и т.д. И еще: лицо может быть экстрадировано в случае, если между Р. Молдова и страной, в которой оно находится, заключено соглашение о сотрудничестве в уголовной сфере, предусматривающее обязательства двух государств относительно выдачи своих граждан. И Плахотнюк, и Шор знают это очень хорошо. Шор находится в Израиле, у него есть гражданство Израиля, а Израиль не выдает своих граждан… Почему я говорю все это? Чтобы дать понять, что это не простой вопрос, Шор и Плахотнюк могут оказаться в тюрьме, но могут и не оказаться.
Для подтверждения, П.Г.