Местный прокурор или заграничный? После того, как в понедельник Правительство утвердило поправки к закону «О прокуратуре», согласно которым право занимать пост генерального прокурора распространяется и на иностранных граждан, Додон пошел на попятную и заявил, что прокуратурой должен руководить гражданин Республики Молдова (напоминаем, что 11 июня, проект закона, одобренный Венецианской комиссией, был принят парламентом в первом чтении. Проект также будет рассмотрен во втором чтении).
ZdG попыталась разобраться, в чем причина этой перемены.
Наталья Молошаг, адвокат
Странно, ведь есть соглашение, подписанное между ПСРМ и ACUM, и в одном пункте этого документа прописано, что генпрокурором должен быть кто-то из-за рубежа. Что-то произошло за этот промежуток времени: либо социалисты отступают после того, как они добились чего они хотели от ACUM, или же они испугались. Ведь известно, что среди социалистов есть люди, которые подпадают под действие уголовного закона, включая дело о краже миллиарда, а иностранный прокурор смог бы взяться вплотную за всех. Не исключено, что они получили какое-то указание из Кремля, чтобы не были выявлены некоторые нарушения, в которых замешана Россия. Истина обычно находится посередине. Но я думаю, что если Майе Санду доверили правительство, и она намерена «навести порядок» в Молдове, то ей следует позволить выполнить свои обещания и условия договора. С другой стороны, я не исключаю, что мы могли бы найти хорошего прокурора и среди наших сотрудников.
Влад Грибинча, Центр юридических ресурсов
Почему? Потому что Игорь Додон и Майя Санду разные. У них разные мнения и они видят вещи совершенно по-разному. В конце концов, решения принимаются не в правительстве, а в Парламенте. Что еще вам сказать? И одно мнение, и другое – верны. Здесь нет вопроса о законности или незаконности. Это связано с видением … В конце концов, «не место красит человека, а человек – место». Неважно, каким гражданством будет обладать тот прокурор, а кто будет занимать эту должность.
Алексей Бусуйок, примар Капаклии, Кантемир
Я считаю, что у нас в Республике Молдова тоже есть очень хорошие прокуроры. Проблема не в их профессионализме, а в таких качествах как неподкупность и устойчивость к соблазнам, которые могут возникнуть при исполнении обязанностей. Ситуация выглядит следующем образом: коррупция на высшем государственном уровне и по вертикали, и по горизонтали. Я понимаю Майю Санду и почему она говорит о европейском прокуроре. Что она сказала в своем первом заявлении для прессы, в качестве премьер-министра? Этот режим пал и мы должны очистить Молдову. Ну, так вот, эту чистку практически невозможно совершить без помощи смелого и честного генерального прокурора. Вот почему она хочет, чтобы этот прокурор был из-за границы, чтоб он не зависел ни от чего и ни от кого. Почему Додон не хочет этого? Вполне возможно, что с появлением нового генпрокурора из-за границы в Республике Молдова начнется новая эпоха. Очень тяжелая эпоха – с арестами и сложными делами, заведенными на бывших и нынешних чиновников и должностных лиц … У Додона и социалистов есть свои грешки, и что-то может обернуться против них в этой игре, а со «своими» легче договориться, чем с иностранцами.
Федор Гелич, «Моя Молдова»
Додон является частью той преступной системы, которая установилась в Молдове после 2009 года. Мы знаем, что этот новый альянс ПСРМ-ACUM является вынужденным, потому что альтернативы не существовало. Поэтому мы не должны удивляться тому, что Додон не идет или не будет идти по одной и той же дорогой с Санду и Нэстасе. Мы знаем, как Додон стал президентом. Мы знаем, что это было сделано при поддержке Демократической Партии. Между Майей Санду и Игорем Додоном, Плахотнюк выбрал последнего, потому что у него сомнительная репутация и он действовал рука об руку с теми, кто крал в этом государстве. Вот почему Додон не хочет и не захочет, чтобы появился независимый, неподконтрольный политикам прокурор из-за границы, который руководствовался бы законом и только законом. Я не согласен с Додоном, когда он говорит, что есть профессионалы и в Молдове. На самом деле они у нас есть, но они хорошие специалисты для тех, кто ими командует.