Материал Мейдан ТВ
Вплоть до недавнего времени в Азербайджане публично заявлять о своих феминистских взглядах считалось чем-то крайне неуместным. А само определение «феминист» вызывало агрессию. Для многих азербайджанцев за словом «феминистка» даже сейчас чаще стоит женщина, не сумевшая устроить свою личную жизнь, этакая «старая дева», а «феминизм» считается маргинальным, вредоносным движением.
И тем более удивительно, что в последние годы в Азербайджане не просто стало набирать обороты феминистское движение, были созданы несколько феминистских организаций, а даже появились мужчины-феминисты, которые не стесняются заявить об этом публично.
«Раньше я не знал, что такое равноправие полов»
Эльвину Джабизаде 28 лет. Он режиссер и блогер, помолвлен с журналисткой. Ему часто приходится вступать в перепалку в соцсетях и в своем блоге с противниками феминизма. Но идеи равноправия полов Эльвин поддерживает и в личной жизни. В домашних делах для него не существует разделения труда на мужской и женский. Говорит, что готовку, стирку и уборку ни в коем случае не считает для себя чем-то недостойным или зазорным. Но так было не всегда.
«Нас в семье три брата, сестры нет. И поэтому нам с детства приходилось помогать маме с домашними делами, выполнять «женскую» работу. Когда кто-то приходил неожиданно домой, я стеснялся этого, пытался быстро спрятать тряпку или швабру, чтобы они не заметили, что я занимаюсь «немужской работой». Но когда я познакомился с теорией феминизма, я понял, что ничего постыдного или зазорного я не делаю. Именно это правильно», – рассказывает Эльвин. По его словам, он никогда и не был противником равноправия полов, просто раньше он не знал, что это такое.
А на самом деле в феминизме есть много плюсов и для женщин: «К примеру, если ты воспринимаешь женщину, как равного тебе человека, это освобождает тебя от ответственности за нее. Ты не чувствуешь себя обязанным заботиться о ней», – считает Эльвин.
Окружение у Эльвина соответствующее, все его друзья и знакомые принимают гендерное равенство, и поэтому никого из них не удивляют и не беспокоят его феминистские взгляды.
«Я говорил – жена будет делать то, что я скажу»
Заур Гурбанлы по специальности юрист. Женат, растит сына. Заур также, как и Эльвин воспринимает феминизм не только, как идеологию, но и как образ жизни. Он делит с супругой все обязанности по дому и по уходу за ребенком. Равенство полов Заур воспринимает как нечто неоспоримое, выражение «дать свободу женщинам» считает ошибочным: «Женщина рождается свободной. Мужчина не может дать ей свободу. Все, что может сделать мужчина, это не препятствовать ее свободе».
Но и Заур феминистом стал не сразу. В подростковом возрасте он придерживался патриархальных взглядов: «Когда мне было 13-14 лет и родственники задавали вопросы, какие обычно в нашем обществе задают мальчикам, «Будешь мужчиной, когда вырастешь и женишься, твое слово будет последним в доме?» Я отвечал – да, будет так, как я скажу, жена будет делать то, что я скажу».
Взгляды свои Заур поменял лет в 18, после того, как поступил в университет и начал изучать право. «Тогда я понял, что права и свободы человека, о которых я читаю в книгах, никак не совпадают с нашим менталитетом, с нашим отношением к женщине. Я понял, что нет такого понятия, как права мужчин и права женщин, есть права человека», – говорит он.
Для Заура так же, как и для Эльвина есть явные положительные стороны в том, чтобы быть феминистом:
«Например, содержание семьи не взваливается на мои плечи, как мужчины. Моя супруга также работает, зарабатывает, и я работаю. Все домашние обязанности мы разделили пополам. На мой взгляд, чаще мужчины не принимают феминизм именно для того, чтобы освободить себя от домашней работы. Не хотят прибираться в доме, готовить, ухаживать за ребенком. Но лично для меня в этом вопросе важнее спокойствие моей совести. И поэтому одну ночь к ребенку встает супруга, другую – я».
Заур также уверяет, что его окружение спокойно относится к его феминизму. Но он допускает, что за пределами своего окружения он может столкнуться с совершенно иным отношением:
«Нередко слышишь от людей, совершенно необоснованные научно мысли, например, что у женщин мозг меньше, чем у мужчин. Либо мне говорят иногда – ты не можешь изменить традиции тысячелетий. Это надо делать постепенно. Например, сегодня разрешим женщине открыть себе страницу на Фейсбуке, а через некоторое время разрешим делиться там своими фотографиями». Я спорю и пытаюсь объяснить как юрист, что здесь не может быть речи о предоставлении свободы, разрешении, все это безусловные права женщин».
«Я открыл для себя новую реальность, в которой мужчины и женщины равны»
Заур и Эльвин не единственные мужчины-феминисты в Азербайджане. Несколько лет назад азербайджанский политик Нахид Джафаров публично заявил, что является феминистом и полностью поддерживает равенство полов.
Правда, и он по собственному признанию феминистом был не всегда: «Я вырос в провинции, в подростковом возрасте обращался с сестрами так, как этого требовало общество. Но когда я учился в Европе, я научился также все подвергать анализу и критике, в том числе наше отношение к женщинам, их роль в местном обществе, связанные с этим вопросом стереотипы. Я словно открыл для себя новую реальность, в которой мужчины и женщины равны».
Нахид утверждает, что после этого своего заявления он столкнулся с непониманием и большим количеством оскорблений. И даже потерял часть своей аудитории, единомышленников. Но его вовсе не огорчают эти «потери», так как считает, что вести за собой нужно тех, кто понимает и признает права всех людей.
«У нас и власть антифеминистская»
Что касается будущего феминизма в стране, Эльвин считает, что это не должно быть лишь женским движением: «Проблемы в равноправии полов могут решиться лишь тогда, когда феминизм станет всеобщим движением. Для этого к нему наряду с женщинами должны присоединиться и мужчины».
Заур же решение проблемы гендерного неравенства видит в другом: «Дело в том, что у нас и власть антифеминистская. Если будут демократические выборы, население, которое на 51 процент состоит из женщин, выберет себе правительство, поддерживающее феминистские взгляды».
При поддержке "Медиасети"