Из-за недоверия к властям и неуверенности в завтрашний день, растет число тех, кто желает уехать из Республики Молдова. Ничего плохого не могу сказать о людях, которые уезжают из страны временно или навсегда. Их страхи и недоверие вполне обоснованы.
В течение 15 лет из Молдовы уехали сотни тысяч человек: потому что не могли больше здесь жить, или не захотели; потому что убежали от бедности или же от побоев, от злоупотреблений, из-за лишений, от мужей алкоголиков, от немощных родителей, от тюрьмы. Есть и те, кто уехал не из-за серьезных проблем, а за лучшей жизнью, чтобы получить хорошее образование, высокую зарплату, обзавестись семьей, обеспечить лучшее будущее детям.
Начиная с 2014 года выезд из страны был облегчен. Любой человек, владеющий биометрическим паспортом, может легально уехать в ЕС. Почти каждый гражданин Молдовы имеет хотя бы одного уехавшего родственника или друга, который может дать совет о рынке труда, предоставить уголок для временного проживания, убедить остаться за границей.
Недавно побывала на похоронах. Похороны и Радуница — практически единственный повод для воссоединения всей семьи (на свадьбы и крестины люди приезжают выборочно). Говорили о простых вещах, о жизни, о детях. Почти все имеют хотя бы одного ребенка в Европе, в России, в США. Каждый похвастался детьми, и пожаловался на жизнь в Молдове, с лишениями, проблемами, тоской по детям.
Есть люди, которые никогда не уедут из Молдовы, несмотря на невзгоды. Некоторые не уедут из-за хорошей работы, другие — из-за большой выгоды из коррупционных схем. Есть и те, которые думают, что и в Молдове нужно работать. Есть, однако, особая категория людей, которая никогда не уедет. Именно на этих людях наиболее тяжело отражается миграция. Они не могут уехать из-за определенных ограничений — инвалидности, старости, нищеты, болезней. Им живется еще труднее, чем тем, кому трудно жить в Республике Молдова, поскольку они зависят от помощи государства и от вклада каждого гражданина. Чем больше трудоспособных людей уезжают, тем меньше взносов поступает в государственный бюджет, и тем меньше людей остается, чтобы участвовать в изменениях, мониторинге, в развитие.
Каждый человек, который отправляется в ЕС, США или Австралию, едет ради лучших условий жизни, ради более справедливых социальных благ. Граждане этих стран добивались данных благ на протяжении многих лет. Мигранты приезжают туда на все готовое. Некоторые из них будут работать, и посылать домой деньги или товары, чтобы поддержать тех, кто остался в Молдове. Другие будут жить спокойной жизнью в красивых городах, ибо ради этого они и уехали.
Около 80% людей, которые приходят в редакцию ZdG с жалобами или проблемами — это пожилые люди. У большинства из них — за границей детей. Некоторые жалуются на материальные лишения, но большинство страдают от одиночества. Сердце разрывается, когда видишь бывших учителей, инженеров, врачей, образованных людей, которые приходят в редакцию, чтобы обменяться словечком и быть услышанными. Да, есть компьютеры, интернет, скайп, электронная почта. Они все это знают, пользуются ими, говорят по скайпу с детьми и внуками, а затем выключают компьютер и возвращаются к своему одиночеству. Они не могут уехать, они останутся здесь до конца, вздрагивая каждый раз, когда очередной молодой человек покидает Молдову «хлопнув дверью».
Все более актуальными становятся слова Пэунеску: «Кто последним покидает страну / Должен выключить свет». Стихотворение написано для румынской реальности, но Румыния преображается, развивается, повышает уровень жизни. Жизнь в Республике Молдова труднее, чем в любой европейской стране. Но все население не может уехать. Останутся старики, дети-инвалиды с их бедными мамами, несколько медсестер, пожарных, крестьян, которые будут работать и жить дома. Стоит ли выключать им свет?
Алина РАДУ