После нескольких месяцев протестов, направленных в особенности против Влада Плахотнюка, 6 сентября 2015 года, во время акций перед зданием Генеральной прокуратуры, Григорий Петренко вместе с семью его сторонниками были задержаны и помещены под предварительный арест, будучи обвинены в неподчинении силовым структурам и провоцировании массовых беспорядков.
Адвокат Петренко утверждает, что эти семеро лиц, задержанные 6 сентября, содержатся под предварительным арестом безосновательно, и что он уже направил заявление против Молдовы в ЕСПЧ. В то же время, дело «группы Петренко» оказалась в центре внимания одной из фракций Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая назвала эту семерку «политическими заключенными».
Петренко, «Антифа» и «Красный блок»
После исключения из Партии коммунистов, бывший депутат Григорий Петренко в апреле 2015 года вступил в партию «Наш дом – Молдова», будучи избран председателем формирования. В мае 2015 года, после проведения внеочередного съезда, партия «Наш дом – Молдова» была переименована в «Красный блок», объявив в качестве основных целей «сопротивление и борьбу с антинародным и олигархическим режимом, со всеми формами ксенофобии и фашизма, и организацию акций протеста против режима Плахотнюка-Филата-Воронина». Наряду с Петренко, к «Красному блоку» присоединились, также, другие бывшие члены ПКРМ, в особенности молодежное крыло формирования. Среди них: Павел Григорчук, Михаил Амерберг, Александр Рошко, – лица, о которых в некоторых местных СМИ писали, что они являются членами «Антифа», движения, не зарегистрированного официально, характеризующегося как ультралевое и пророссийской ориентации.
Название этого движения было чрезвычайно распространено осенью 2014 года, когда накануне парламентских выборов 30 ноября сотрудники батальона специального назначения «Fulger» ворвались в квартиры ряда активистов «Антифа». Со слов служителей закона, во время рейдов, в некоторых помещениях они обнаружили различные виды оружия и крупные суммы денег. «Все вовлечены в организацию преступной группы, предназначенной для проведения провокаций после выборов», – заявлял тогда во время пресс-конференции прокурор Виорел Морарь. В результате этих обысков были задержаны 5 человек, членов «Антифа», в том числе Павел Григорчук и Михаил Амерберг. После 5 месяцев предварительного ареста, в апреле 2015 года они были помещены под домашний арест. Сейчас дело находится на рассмотрении в суде, параллельно с делом, возбужденным вследствие сентябрьских протестов перед зданием Прокуратуры.
На сайте Антифа.md члены движения называют себя группой, которая борется за «обеспечение безопасности граждан и охрану их законных интересов, противодействие националистическим, унионистским и фашистским действиям, охрану памятников истории и культуры, патриотическое воспитание молодежи и другое».
С протестов прямо под арест
Протесты «против режима Плахотнюка-Филата-Воронина», обещанные Петренко вместе с появлением «Красного блока», не заставили себя ждать. В мае 2015 года Петренко и его сторонники предприняли попытку проведения протестов перед отелем «Nobil», выражая недовольство политикой, проводимой Плахотнюком, обвиняя его в подчинении себе ряда государственных учреждений, в том числе Генеральной прокуратуры.
В конце июля представители «Красного блока» начали новую протестную акцию, главной причиной проведения которой стало решение Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ) повысить тарифы на электроэнергию и природный газ. Протест начался перед офисом НАРЭ и продолжился у резиденции Плахотнюка по ул. Болгарской. И на этот раз Петренко обвинял Плахотнюка, у которого, по его словам, есть интересы в сфере энергетики, и что именно он стоит за этими подорожаниями. Тогда же, члены и сторонники «Красного блока» пикетировали штаб-квартиру Демократической партии, в которой состоял в то время Плахотнюк. Люди Петренко установили палатки перед домом Плахотнюка и протестовали днем и ночью на протяжении нескольких дней. 31 июля Апелляционная палата города Кишинев объявила акцию протеста незаконной, а полиция демонтировала палатки и разогнала протестующих, которые отказывались подчиняться решению судей.
6 сентября, параллельно с протестом, организованным Гражданской платформой «Demnitate și Adevăr» (Достоинство и правда), Петренко и его сторонники также организовали марш протеста, который начался перед зданием Академии наук и продолжился у офиса Генеральной прокуратуры, где они потребовали отставки Генерального прокурора Корнелия Гурина. По данным полиции, некоторые протестующие попытались силой ворваться в здание Прокуратуры. «Полиция вмешалась, чтобы остановить незаконные действия протестующих, выражавшиеся в агрессивном поведении по отношению к силам правопорядка, таким образом, они пытались дестабилизировать правопорядок и общественное спокойствие», – говорится в пресс-релизе Генерального инспектората полиции (ГИП). В результате, были задержаны восемь человек. Среди них: экс-депутат Григорий Петренко, Павел Григорчук, Михаил Амерберг и один несовершеннолетний.
За исключением несовершеннолетнего, остальные семеро в настоящее время находятся под предварительным арестом. 24 ноября, должно было начаться рассмотрение по существу дела «группы Петренко», только вот слушание было отложено из-за того, что представители Департамента пенитенциарных учреждений (ДПУ) не обеспечили сопровождение обвиняемых на судебное заседание. Анна Урсаки, адвокат Григория Петренко, говорит о преднамеренности этих действий со стороны ДПУ, в целях переноса момента освобождения ее клиента из-под ареста: «Воспрепятствование судебным слушаниям кажется преднамеренным, потому что с началом рассмотрения дела по существу будут заслушаны свидетели, и защита представит ряд доказательств, которые наверняка разобьют гипотезу о протестах с применением насилия, о беспорядках и, тем более, о терроризме, и других спекуляций вокруг Петренко». Отвечая на вопросы ZdG, Наталья Букур-Бандаш, начальник Отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации ДПУ, однако, отрицала обвинения адвоката, и утверждала, что в пенитенциарное учреждение, в котором содержится Петренко, не приходило никакого заявления о сопровождении куда-либо. Между тем, Нику Шендря, прокурор, ведущий это дело, заявил, что на 24 ноября, было запланировано судебное слушание, в рамках которого должно было быть обсуждено объединение дела, возбужденного Прокуратурой Рышкань после событий 6 сентября, с уголовным делом той же категории преступлений, по которому проходят Амерберг и Григорчук (прим. ред.: уголовное дело, возбужденное в ноябре 2014 года), находящееся в ведении прокуратуры сектора Центр. «Суд сектора Центр отказал в объединении, ссылаясь на нарушение прав и интересов других участников процесса. Вместе с отказом, было принято решение о возврате дела в Суд Рышкань», – сообщил нам прокурор.
«Политзаключенные» члены «Антифа», или «Политзаключенные антифашисты»
Арест Петренко попал в поле зрения Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), который назвал задержанных «политическими заключенными». Таким образом, по инициативе фракции Европейских объединенных левых/Лево-зеленых Севера (GUE/NGL), 25 ноября в Страсбурге были затронуты две темы, связанные с Молдовой: исчезновение миллиарда долларов и арест группы Петренко. По вопросу о политических заключенных была приглашена для доклада и адвокат Петренко, Анна Урсаки. Она говорит, что, благодаря этому делу, европейцы теперь пристально наблюдают за Молдовой.
Габриэль Циммер, председатель фракции GUE/NGL, выступила с обращением, в котором выразила заинтересованность в последних событиях в политической и экономической жизни Молдовы. «Мы особенно обеспокоены судьбой политических заключенных: Григория Петренко и шести других активистов оппозиционной партии «Красный блок», арестованных в ходе массовых демонстраций 6 сентября в городе Кишинев. Впервые в современной истории независимой Молдовы лидер оппозиционной партии арестован», – отмечает лидер Европейских левых. Циммер также заявила, что продление ареста Петренко и его коллег после 20 декабря 2015 года противоречит основным правам человека и нормам правового государства, как это отмечено в Соглашении об ассоциации между Молдовой и ЕС. GUE/NGL потребовала немедленного освобождения «политических заключенных» в Молдове, призывая власти уважать обязательства государства-члена Совета Европы и участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Анатолий ЕШАНУ